← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Проект 72-часового безвизового транзита - пока сырой и неработоспособный

Рассказать в Вконтакте
Поделиться в Одноклассниках
В России может появиться безвизовый транзит. // Travel.ru
В России может появиться безвизовый транзит. // Travel.ru

Министерство культуры России опубликовало проект постановления правительства о порядке безвизового 72-часового транзита через 11 аэропортов страны для граждан 20 иностранных государств. К сожалению, документ имеет крайне примитивный вид, не учитывает проблем авиасообщения и транзитного туризма, и в случае принятия его в подобной редакции увеличение притока туристов окажется незначительным, полагает соб.корр. Travel.ru.

Среди 20 стран, гражданам которых предполагается разрешить транзит с туристическими целями без виз, большинство составляют члены Евросоюза и наиболее развитые государства Азии, Океании и Америки. Полный список выглядит так: США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, Австралия, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Финляндия, Греция и Польша. Список аэропортов, которые предполагается открыть для такого транзита, включает все три московских, а также Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Владивосток и Хабаровск.

Несуразности начинаются уже с заголовка этого сверхкороткого документа, где упоминается, что туристы должны прибывать на неких "воздушных судах, имеющих разрешение на международные воздушные перевозки". Что имеется в виду - неясно: под это определение подходит фактически любой пассажирский (а равно и грузовой) самолет, законно прибывающий в Россию из-за рубежа. Возможно, это попытка определить регулярные рейсы - в отличие от, скажем, перелетов на бизнес-джетах. Однако безграмотность примененного термина не дает возможности о чем-либо судить уверенно. Не говоря уж о том, что "разрешения" имеют совсем не самолеты, а авиакомпании.

Первый пункт документа также вызывает вопросы. По неизвестной причине пускать без виз предлагается только туристов, "следующих транзитом из стран согласно приложению к настоящему положению". То есть фактически понятие "граждане 20 государств" подменено на "пассажиры, следующие из 20 государств". Разумеется, на самом деле имелись в виду именно граждане, но подобная путаница наглядно показывает несовершенство проекта постановления.

Далее, документ требует, чтобы последующий вылет из России совершался исключительно рейсами российских авиакомпаний. На первый взгляд, требование призвано обеспечить своих перевозчиков дополнительными клиентами, но на деле оно фактически полностью блокирует применение безвизового транзита в ряде включенных в проект аэропортов.

Дело в том, что, к примеру, из Калининграда российские авиакомпании практически не выполняют рейсов по международным направлениям, если не считать двух вылетов за неделю в Узбекистан. Очевидно, что применение этого требования полностью уничтожит возможность осуществления программы в этом регионе.

Фактически такая же ситуация еще в нескольких аэропортах. Из Сочи, если не считать олимпийского периода, международные рейсы российских авиакомпаний есть только в Стамбул, Трабзон и Ереван, причем далеко не каждый день. Из Казани - по разу в неделю в Ереван, Стамбул, Худжанд (Ходжент), Баку и Киев и дважды в Душанбе. Маловероятно, что туристы из Европы и Америки жаждут после России посетить еще и Худжанд с Трабзоном. Есть, разумеется, еще чартерные рейсы в Анталью, Хургаду и тому подобные места, но купить билет на них для иностранного туриста практически нереально, не говоря уж о том, что и незачем. Таким образом, в Казани и Сочи программа безвизового транзита тоже будет мертворожденной. Немногим лучше картина и в некоторых других не столичных аэропортах.

Теоретически, впрочем, возможно вылететь вместо этого из другого аэропорта, внесенного в список, поскольку документ не обязывает туриста покинуть Россию через те же воздушные ворота, через которые он прибыл. Однако сложно представить себе, чтобы, к примеру, немецкий турист, прилетевший в Калининград из Берлина рейсом AirBerlin, пожелал бы проследовать далее в Ригу с пересадкой в Москве или Санкт-Петербурге вместо прямого рейса airBaltic. Фактически проект предлагает такому туристу удлинить себе путь примерно в десять раз и заплатить за перелеты в несколько раз больше.

При этом даже в Москве, имеющей широкие возможности для вылета российскими авиакомпаниями в десятки стран ежедневно, это требование создаст проблемы - в частности потому, что наши перевозчики в большинстве случаев не смогут предложить дальнейшие стыковки за рубежом. Обеспечение перевеса российских авиакомпаний в перевозке безвизовых туристов достигается совсем иными методами. Например, созданием лидерами рынка ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь") специальных программ для своих пассажиров, желающих воспользоваться безвизовым транзитом. Таковые обычно включают стоповер в Москве или другом российском городе, скидки при размещении в гостиницах и прочих туристических услугах, и широко практикуются в мире. Среди прочего, такая система позволит безвизовому туристу обойтись всего одним билетом, а не подбирать для полета в Россию и из нее разные. В частности, российские компании могли бы взять пример с подобных программ Singapore Airlines, Emirates и других ведущих мировых перевозчиков.

Некоторое удивление вызывает и сам список из 11 аэропортов. Появление в нем анклавного Калининграда понятно с географической точки зрения, но необъяснимо с транспортной. Даже если не применять требование вылета только российскими компаниями, улететь отсюда за рубеж сейчас можно только в Берлин, Ригу, Ташкент и Самарканд (минские рейсы считаются внутренними в части погранконтроля). Иными словами, транзитных туристов там (а равно в Сочи, Казани, Хабаровске) в любом случае окажется ничтожно мало, тогда как более перспективные аэропорты, имеющие по десятку международных рейсов в день - к примеру, Ростов-на-Дону или Краснодар, - пока не включены в проект.

Далее, одним из требований к въезжающему без визы туристу является наличие ваучера, договора или другого документа о "бронировании места в гостинице или ином средстве размещения на территории Российской Федерации, при наличии у нее свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации гостиниц или иных средств размещения, в порядке, установленном федеральным законом" (грамматика сохранена). Неясно, каким образом иностранный турист, бронирующий ночлег через популярные онлайн-сервисы, будет узнавать, классифицированы ли выбранные им гостиница или хостел. Равно неясно, будут ли российские пограничники удовлетворены распечаткой бронирования с такого сайта, или будут требовать некий ваучер, подобный тому, какой в свое время был необходим для безвизовой поездки, к примеру, в Хорватию. Иными словами, никаких конкретных требований к форме подтверждающего документа не установлено, что дает возможность трактовать этот пункт как угодно.

Проект, таким образом, отличается непродуманностью многих аспектов предлагаемой программы, а также рядом серьезных ошибок. Характерно, что текст "положения" насчитывает всего 54 строки, причем половину из них занимает повторение длиннейших бюрократических формулировок, которые легко могли бы быть упрощены. Зато в документе нет никакой детальной проработки множества вопросов - в частности, нет даже точного определения транзита.

Тем не менее, после соответствующей переработки и дополнения этого на редкость сырого проекта его применение с большой вероятностью принесет серьезный положительный эффект. Напомним, что программа безвизового въезда для морских круизных пассажиров в Санкт-Петербурге уже достаточно успешно действует и принесла городу тысячи новых туристов.

Напоследок приведем полностью заголовок внесенного Министерством культуры проекта документа. Он именуется "Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке пребывания на территории Российской Федерации в течение 72 часов без оформления визы иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию транзитом в туристических целях на воздушных судах, имеющих разрешения на международные воздушные перевозки, перечня аэропортов, открытых для международных воздушных перевозок, через которые допускается въезд иностранных граждан без оформления визы на срок не более 72 часов, прибывающих в Российскую Федерацию транзитом в туристических целях на воздушных судах, имеющих разрешения на международные воздушные перевозки, и перечня иностранных государств, граждане которых могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без оформления визы в случае их прибытия транзитом в туристических целях на воздушных судах, имеющих разрешение на международные воздушные перевозки".

Автор: Юрий Плохотниченко

Читайте ещё

Страны:
Россия

Новости из России

Транзит

38810
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах