Отмена бесплатного багажа грозит резким удорожанием авиаперелетов

Поделиться в Facebook
Рассказать в Вконтакте
Поделиться в Одноклассниках
Пассажиров могут заставить платить за ручную кладь // Юрий Плохотниченко
Пассажиров могут заставить платить за ручную кладь // Юрий Плохотниченко

Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, разрешающие авиакомпаниям лишать пассажиров с несдаваемыми билетами права на бесплатный провоз багажа. Это может привести к резкому удорожанию авиаперелетов в России, полагает соб.корр. Travel.ru.

Суть нововведений. Сейчас минимальная бесплатная норма провоза багажа составляет 10 килограмм, при этом не уточняется, предоставляется ли она в сдаваемом багаже или в ручной клади. Каждая авиакомпания толкует это по-разному, но суды считают, что сейчас у пассажира есть выбор - везти эти 10 килограмм в салоне или сдавать в багаж.

Новый законопроект фактически отменяет право пассажира с невозвратным тарифом на эти 10 килограмм, однако при этом еще и вводит отдельное понятие ручной клади. Будущая версия Воздушного кодекса в итоге не будет содержать никаких гарантий бесплатного провоза сдаваемого багажа для пассажира с невозвратным билетом, а за гарантиями по ручной клади отправит к Федеральным авиационным правилам (ФАП).

Ситуация неопределенности. Проблема тут в том, что ФАП пока вообще не содержат самого отдельного понятия "ручная кладь" - в них она все еще является частью понятия "багаж". Весьма вероятно, что по итогам изменений в Воздушный кодекс министерство транспорта скорректирует и ФАП (иначе получится правовая коллизия), однако гарантий этого нет. Кроме того, неизвестно, какие именно изменения внесет Минтранс и какие именно гарантии по провозу ручной клади получат пассажиры с несдаваемыми билетами.

В случае, если Минтранс не успеет изменить ФАП до вступления в силу поправок в Воздушный кодекс (это 60 дней со дня опубликования, то есть теоретически может быть уже в середине или конце осени), то пассажиры с несдаваемыми билетами лишатся вообще всех гарантий бесплатного провоза с собой чего бы то ни было, за исключением оговоренного ФАП списка бесплатных предметов. Напомним, что список включает портфель, компьютерную или дамскую сумку, букет цветов, фотоаппарат, видеокамеру, компьютер, верхнюю одежду и некоторые мелкие предметы вроде зонтика или трости. Список формально не так мал, однако эти предметы пассажиру придется нести отдельно (либо в индивидуальной упаковке), а вот сложить их в сумку не получится. Кроме того, большую часть видов сумок вообще невозможно будет провезти бесплатно, включая любые рюкзаки, пакеты, малые колесные сумки и тому подобное.

В случае, если Минтранс успеет изменить ФАП, то какие-то гарантии могут и быть, однако все будет зависеть от сути этих изменений. Если, к примеру, ФАП будут гарантировать провоз лишь 5 килограммов (такая норма ручной клади когда-то была в советском праве), то это делает почти бессмысленным использование малых колесных сумок. Они сами по себе весят примерно половину такой нормы, и для полезного содержимого тогда останется всего 2-3 килограмма.

Мировой опыт. Собственно, норму в 5 килограмм не использует в мире почти никто. Как установил в недавнем исследовании сайт Aviablogger.com, проверивший нормы 30 крупных зарубежных перевозчиков (как обычных, так и всех основных бюджетных), 5 килограмм применяют только два из них. У остальных нормы начинаются от 10 килограмм (либо 7-8 килограмм плюс сумка с ноутбуком), а у некоторых доходят до бесконечности (единственное требование - чтобы пассажир мог без посторонней помощи положить тяжелую сумку на багажную полку). Кроме того, 24 из 30 проверенных перевозчиков разрешают дополнительно к основной бесплатной норме провозить сумку с ноутбуком или вторую небольшую сумку. Напомним также, что одна из основных европейских бюджетных авиакомпаний Wizzair только что заявила об отказе от взимания платы за ручную кладь.

Позиция Минтранса. В Минтрансе норму в 5 килограмм, фигурировавшую в прежней версии законопроекта, тоже считают неверной. В частности, полгода назад заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил Travel.ru, что раз ручной кладью занимается сам пассажир, то авиакомпании не несут никаких расходов по ее обработке и не должны взимать за нее плату или излишне ее лимитировать. Так или иначе, теперь наличие или отсутствие гарантий для пассажиров с несдаваемыми билетами (а их на регулярных линиях не менее половины) зависит исключительно от действий Минтранса.

Также представляется крайне желательным, чтобы Минтранс гарантировал в новой версии ФАП бесплатный провоз пассажирами товаров, купленных в аэропортовых магазинах после прохождения контроля безопасности. Сейчас правила отдельных авиакомпаний попросту торпедируют продажи в аэропортовых магазинах, и тем самым подрывают бизнес аэропортов и их торговых точек. Однако маловероятно, что чиновники вообще об этом вспомнят.

Не вполне ясно, почему новая версия Воздушного кодекса привязывает отсутствие бесплатного сдавамого багажа именно к несдаваемым билетам. Не исключено, что это сделано попросту за неимением лучшего критерия для определения наиболее дешевых тарифов и для блокирования распространения безбагажных вариантов на все прочие билеты. Однако у некоторых авиакомпаний несдаваемые билеты есть даже в бизнес-классе, и стало быть, теоретически (хотя и маловероятно) такие пассажиры тоже могут оказаться без багажных гарантий.

Итог. Нововведения подаются под видом "удешевления билетов", однако на практике никакого удешевления, разумеется, не произойдет. У целого ряда компаний ("Сибирь" (S7 Airlines), UTair и другие) пассажиры с несдаваемыми билетами и сейчас фактически не могут бесплатно сдать багаж (но могут взять пока еще гарантированные 10 килограмм в салон). И стало быть, весь возможный эффект удешевления билетов этими перевозчиками (в общей сложности они составляют большинство крупных авиакомпаний в России) уже исчерпан при вводе ими самих безбагажных тарифов полтора года назад. Оттого, что пассажиры, допустим, смогут брать в салон меньше ручной клади - расходы перевозчиков никак не изменятся, и никакой базы для удешевления тут нет. Также стоит помнить, что несколько лет назад поправки, разрешающие продавать сами несдаваемые билеты, проталкивались под тем же соусом якобы снижения тарифов - которого в реальности, разумеется, не произошло.

А вот расходы пассажиров в случае, если Минтранс не обеспечит им достойные гарантии бесплатного провоза ручной клади - очевидно возрастут. Если новая версия ФАП будет содержать норму ручной клади менее 10 килограмм (или не будет ее содержать вовсе) - очень многим пассажирам придется платить за провоз вещей в салоне самолета, и стало быть, для них авиаперелеты станут значительно дороже. Правда, это также будет зависеть от политики конкретных авиакомпаний - возможно, что некоторые из них проявят здравый смысл и сохранят приемлемую норму ручной клади для своих пассажиров.

Напомним, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая все крупные российские авиакомпании, кроме группы "Аэрофлот", считает необходимым сохранить гарантированную бесплатную норму в 10 килограммов, но дать возможность перевозчикам определять, относится ли она к ручной клади или сдаваемому багажу (и очевидно, все участники АЭВТ выбрали бы ручную кладь). В то же время "Аэрофлот", действуя в интересах дочерней компании "Победа", которой недавно запретили применять незаконные ограничения ручной клади, резко высказался за лишение пассажиров любых гарантированных норм. В то же время на собственных рейсах "Аэрофлот" намерен сохранить бесплатную норму багажа, составляющую у него сейчас 23 килограмма.

Автор: Юрий Плохотниченко

Читайте ещё

Страны:
Россия

Новости из России

Авиакомпании

Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

38810

Спецпредложения авиакомпаний

26.09 UTAir Москва - Милан от 5 015 руб
26.09 Qatar Москва - Бангкок от 27 622 руб
26.09 S7 Москва - Санкт-Петербург от 3 199 руб
25.09 Уральские авиалинии Москва - Варшава от 7 935 руб
25.09 Vietnam Airlines Москва - Куала-Лумпур от 29 013 руб
25.09 China Southern Москва - Бангкок от 22 728 руб
25.09 CSA Санкт-Петербург - Прага от 5 587 руб
25.09 Аэрофлот Москва - Хельсинки от 8 544 руб
22.09 British Airways Москва - Гонолулу от 59 393 руб
22.09 KLM Москва - Париж от 12 384 руб
Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта