"Динамическое ценообразование" РЖД: летние цены будут космическими

Поделиться в Facebook
Рассказать в Вконтакте
Поделиться в Одноклассниках
Кассы РЖД // Travel.ru
Кассы РЖД // Travel.ru

Российские железные дороги сдвинули вперед на месяц с лишним перевод на так называемое "динамическое ценообразование" еще 14 ключевых маршрутов. Продажи билетов по новой системе на поезда отправлением с 26 мая начались 12 апреля. Как и на первом этапе, включавшем шесть линий, ввод новой системы означает для большинства пассажиров резкое повышение цен на и так сверхдорогие билеты, сообщает соб.корр. Travel.ru.

На начавшемся 12 апреля втором этапе под "динамическое ценообразование" попали купейные и СВ-вагоны поездов с маршрутами из Москвы в Ростов-на-Дону, Адлер, Кисловодск, Екатеринбург, Волгоград, Самару, Казань, Чебоксары, Архангельск и Мурманск, а также из Санкт-Петербурга в Адлер, Кисловодск, Волгоград и Самару. К этому следует добавить шесть ранее включенных линий - из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск, а также из Санкт-Петербурга в Воронеж и Нижний Новгород. Предполагается, что в конце концов по аналогичной схеме будет работать подавляющее большинство маршрутов РЖД.

Напомним, что уже на первом этапе компания, обещавшая низкие цены при покупке задолго до отправления, применила трюк: перевела все купейные и СВ-вагоны в категорию так называемой повышенной комфортности, иначе именуемой "вагоны с услугами". Это означает насильное включение в цену билета питания, прессы и тому подобных "нагрузок" - как правило, более чем на полтысячи рублей. В итоге реальная скидка за предварительную покупку получается радикально меньше заявленной, зато ближе к дате отправления цены становятся космическими.

Как известно, в РЖД обещали, что при покупке заранее цена билета в купе окажется похожа на тариф плацкартного вагона, а затем будет расти в зависимости от спроса и к моменту отправления поезда может увеличиться в несколько раз. Фактически речь идет о тарифной системе, схожей с применяемой авиакомпаниями. К сожалению, ни о какой близости к тарифам плацкарта практически нигде говорить не приходится - налицо лишь попытка минимизировать скидки с помощью дешевого трюка и в итоге добиться взвинчивания цен без формального объявления об их повышении.

Фокус заключается в следующем: все купейные и СВ-вагоны большинства поездов этих 20 маршрутов теперь заводятся в систему в виде "вагонов повышенной комфортности". Напомним, что эти "услуги" означают навязанное питание (обычно в виде сухого пайка и абсолютно не стоящее взимаемых за это нескольких сотен рублей), а также дорожный набор и газеты - как правило, безнадежно устаревшие и без возможности выбора изданий пассажиром. При этом практически все эти вагоны до введения "динамического ценообразования" числились совершенно обычными, и билеты в них продавались по стандартной цене без всяких навязанных услуг по полтысячи рублей.

Формально предварительная скидка действительно существует, причем за 45 дней до отправления она зачастую весьма солидная - 30-50% в зависимости от поезда и места (нижние полки в ряде поездов на 20% дороже верхних). Однако при добавлении невесть откуда взявшихся "услуг" (в большинстве случаев они стоят 555 рублей) реальная скидка уменьшается примерно до 15-30%, а кое-где ее фактически нет вовсе.

К примеру, в поездах Москва - Адлер билеты в купе до Сочи на 25 мая продаются по 4352-6523 рубля. Если верить обещаниям РЖД, то сейчас билеты на 26 мая должны были бы стоить 2-3 тысячи рублей. Однако на самом деле 26 мая те же самые вагоны уже числятся как "вагоны повышенной комфортности" и тарифы в них составляют от 3999 до 5634 рублей. В вагонах СВ билеты на 25 мая продаются по 8190-13 749 рублей, а на 26 мая - по 7518-11 305 рублей.

Следует помнить, что эти небольшие скидки доступны только при покупке за много недель до поездки, а ближе к дате отправления тарифы будут стремительно расти. Как видно на примере маршрутов первого этапа, они достигают совершенно безумных величин, причем зачастую даже не в пиковые даты. К примеру, незадолго до отправления на коротких ночных маршрутах из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Воронеж вполне можно наткнуться на тарифы в купе более чем по 6-10 тысяч рублей. Какими ценами порадует РЖД в пик летних перевозок в Сочи, остается только догадываться, но похоже, что и цифры в 15-20 тысяч рублей (то есть во много раз дороже авиабилета) теперь будут вполне реальными.

Аналогичная картина и на остальных маршрутах, попавших в систему "динамического ценообразования". В частности, на линии Москва - Казань тарифы на 25 мая составляют в купе 2397-3591 рубль, а на 26 мая - 1974-2059 рублей. В вагонах СВ цены на 25 мая - 4271-6562 рубля, а на 26 мая - 4728-4997 рублей, то есть даже за 45 суток минимальный тариф стал выше, чем ранее был в любое время (а ближе к отправлению стоимость еще заметно возрастет). На маршруте Москва - Ростов-на-Дону, где ходят только дорогие "фирменные" поезда, цена в купе на 25 мая - 4340-4981 рубль, а на 26 мая при новой системе - 3219-4400 рублей. В СВ билеты на 25 мая стоят 8097-9299 рублей, а на 26 мая - 7283-8328 рублей. Каких высот тарифы достигнут незадолго до отправления - узнаем через полтора месяца.

Впрочем, вся затея с "динамическим ценообразованием" с самого начала выглядела как способ извлечения максимальной прибыли и фактического резкого повышения тарифов при одновременно хорошем пиаре о скидках. Эта система чрезвычайно удобна для РЖД - никаких жестко фиксированных скидок нет, компания вольна назначать абсолютно любой тариф и при желании может вообще не снижать цены в предварительной продаже (скажем, в пиковые дни), причем предъявить формальные претензии ей нельзя. В то же время под соусом имеющихся предварительных скидок ликвидированы все верхние пределы повышения расценок ближе к отправлению - цена на такие билеты вполне может оказаться вдвое или втрое выше прошлогодней, и в праздничные и отпускные периоды мы станем свидетелями невиданных ранее ценовых рекордов.

Таким образом, РЖД стала, по всей видимости, единственной железной дорогой в мире, где верхний предел цен никак не ограничен. Во многих странах тарифы перед отправлением могут быть высокими, однако везде существует установленная верхняя планка, превышать которую железнодорожники не имеют права. В РЖД через ввод "динамического ценообразования" успешно избавились от такого препятствия к опустошению карманов пассажиров, и теперь могут взвинчивать тарифы в купе и СВ неограниченно.

Интересно, что в свое время (особенно в предкризисный период) РЖД уже проводила политику безудержного повышения цен в купе. Результатом стало опустение вагонов, серьезное сокращение составности множества поездов и вынужденный поиск способов вернуть пассажира скидками. Очевидно, что такими же последствия будут и на этот раз - на маршрутах первого этапа уже можно было много раз наблюдать отправление полупустых составов. В перспективе это грозит дальнейшим сокращением числа поездов и обслуживаемых маршрутов, серьезным нарушением транспортных связей между регионами России, затруднением как деловых, так и туристических поездок, и в конечном итоге - заметными негативными последствиями для экономики.

К сожалению, российское правительство и прочие регуляторы совершенно самоустранились от сдерживания аппетитов монополиста в этом вопросе. Недавно ФАС прислала формальную отписку пассажиру, потребовавшему дать оценку законности навязанного питания в поездах. Она была практически целиком взята из ответа РЖД и стала свидетельством как нежелания ведомства разбираться в проблеме, так и, возможно, отсутствия в составе службы специалистов, способных вообще адекватно понять сложившуюся в железнодорожных перевозках критическую ситуацию.

Так или иначе, поскольку обуздать безумные аппетиты РЖД пока никто не в состоянии, пассажирам следует быть готовым к крайне неприятным ценовым сюрпризам в период пиковых летних перевозок, особенно в направлении южных курортов. Сколько-нибудь пристойную цену билета в купе и СВ можно будет, по всей видимости, получить лишь более чем за месяц до поездки, преимущественно за 40-45 суток. При более поздней покупке самолет практически наверняка окажется более дешевым выбором, не говоря уж о том, что значительно более быстрым.

Следует иметь в виду, что в ряде случаев можно пользоваться для поездки по этим 20 линиям и проходящими поездами, где цены пока более-менее фиксированы (например, поездом Москва - Северобайкальск для путешествия Москва - Нижний Новгород). Однако такие поезда идут, как правило, в менее удобное время и часто имеют ограничения по продаже мест на отдельные участки маршрута. Кроме того, в случае поездки, к примеру, Москва - Сочи таких проходящих поездов в большинстве случаев просто не существует в силу чисто географических причин.

Автор: Юрий Плохотниченко

Читайте ещё

Страны:
Россия

Новости из России

Билеты на поезд

Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Каждому подписчику мы дарим 500 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

38803
Бронирование отелей онлайн

Самые популярные города за 24 часа:

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта