Наказания: Законы все могут


    При всем том, что нравы в российских тюрьмах далеки от норм института благородных девиц, введение в уголовный кодекс телесных наказаний даже в наших глазах выгдлядело бы несколько странно. Одно дело, когда зэки самостоятельно лупят друг друга, или их беззаконно бьют надсмотрщики - это тоже нехорошо, но куда хуже, если побоями ведает государство и количество синяков записано в законе. Как-то это совсем не по-людски.

    Могут выпороть

    И тем не менее - есть страны, и немало, где телесные наказания предусмотрены законом. Причем речь идет не о порке школьников,которым это - только на пользу, а о физических мерах воспитания вполне взрослых людей. Тут впереди всех гордо идет некоторая часть мусульманского мира, считающая срендневековые правила возмездия вполне годящимися для сегодняшней жизни. Надо сказать, что по сравнению с побиванием камнями или отсеканием рук такое наказание как порка выглядит нашим общественным порицанием.

    Талибовский Афганистан весьма строг к своим гражданам. Здесь за самые с нашей точки зрения невинные поступки государство карает физически - то есть взрослых людей попросту порют, чаще всего показательно, то есть публично. Для того чтобы быть выпоротым, даже и делать иногда ничего не надо - достаточно, чтобы борода не достигала уставной длины. То есть тот, у кого борода короче положенного, должен получить семь ударов палками.

    В Саудовской Аравии запрещены контакты лиц разного пола, не состоящих в браке или близком родстве. Того, кто это правило нарушит, тоже побьют - причем с разной интенсивностью: за прелюбодеяние побьют, но камнями и до смерти, а за несанкционированные разговоры - слегка, но выпорют непременно.

    А вообще исламским богословам прекрасно известно, какое количество ударов за что полагается. По словам профессора факультета теологии Стамбульского университета Сулеймана Атеша, согласно шариату 40 палок грозят тому, кто употребляет спиртное. Вдвое больше палочных ударов получит мужчина, непристойно высказавшийся в адрес женщины на улице. 30 ударов можно заработать в случае приставания к представительницам слабого пола и еще 45, если первая порция ударов не возымела действия.

    Впрочем, власти время от времени позволяют себе приблизить законы шариата к современным реалиям. Так, с год назад в Абу-Даби, одном из Эмиратов ОАЭ, были введены палочные удары для нарушителей правил дорожного движения.

    А вот в Иране недавно судили несколько высокопоставленных чиновников столичной администрации. И вот: бывший начальник канцелярии Тегеранской мэрии Камаль Азими был приговорен к 25 годам тюремного заключения, лишен права занимать в будущем государственные должности, кроме того, он уплатит штраф в 7 миллионов долларов и получит 148 ударов плетью. Все это ему положено за взяточничество в особо крупных размерах.

    Думаете, порют только мужчин? Ничего подобного - в том же Иране за внебрачную связь с немецким иностранцем одна девица получила сто палочных ударов. Правда, самого немца приговорили к смертной казни (впрочем, потом ее отменили).

    В Пакистане недавно законы шариата постановлением правительства были введены на территории проживания пуштунских племен. Словом, наказания, изложенные выше устами стамбульского теолога, скоро обрушаться на голову (на голову?) бедных пуштунов, которых к разному количеству ударов будут приговаривать исключительно специальные суды из мусульманских священнослужителей и старейшин племен.

    Телесные наказания в одних странах способствуют расцвету экономики в других. Ведь чтобы человека правильно выпороть, надо еще, чтобы было чем! Вековой опыт исламского правосудия показывает: для этой цели лучше всего подходят палки из кизилового дерева.

    На экспорте этого оружия делают бизнес жители турецкой деревни Сарай. Однажды к ним приехал один алжирский бизнесмен, прослышавший про то, что кизиловыми садами, чьи плоды раньше шли все больше на варенье, славится турецкое побережье Мраморного моря. Он заказал у местных сельхозпроизводителей 3 тысячи кизиловых палок для их поставки в Саудовскую Аравию. По какой цене он продает свою продукцию, используемую полицией в арабских странах для перевоспитания лиц, нарушающих законы шариата, держится в тайне - туркам же он он платит по 150 долларов. Недешево - но это потому, что отнюдь не каждая ветка кизилового дерева годится для экспорта. Согласно соглашению, которое Саид заключил с одной саудовской фирмой, палка обязательно должна быть длиной в 120 и диаметром 3,5 сантиметра. После выбора подходящего материала его следует высушить в печи, а затем обработать на токарном станке. "Палки, которые я продаю, - гордится своим делом бизнесмен, - очень прочные. Ими можно пользоваться часами".

    А могут и убить

    Не меньшей дикостью, чем применение телесных наказаний, кажется европейцам и передача правосудия в введение народных масс. Выражается это по-разному. Например, в некоторых странах закон чрезвычайно гуманен к таким туманным вещам, как "национальные обычаи" и "честь семьи". От таких понятий в арабском мире особенно страдают женщины.

    Семья - это, конечно, хорошо. Но в разумных пределах - недаром из-за обостренного представления о том, какой должна быть семья, в современном арабском мире многие молодые женщины становятся жертвами так называемого "преступления чести", когда мужчины убивают родственниц за то, что те опозорили семью аморальным поведением. Если женщину заметили на улице в сопровождении мужчины-неродственника или если она позволила себе заговорить с таким мужчиной, это уже может расцениваться как безнравственное поведение. Подоспей вовремя религиозная полиция - получили бы развратники положенное, но хоть живы остались, может быть. Но никакого "может быть" уже не существуют, если наказывать берутся близкие родственники. И самое смешное тут не сам факт убийства, а то, что убийцы считаются чуть ли не героями и практически не наказываются.

    Взять например, Иорданию, на похоронах чьего прогрессивного короля недавно рыдали все мировые начальники: так вот, в 90-е годы число преступлений чести в этой стране резко возросло: ежегодно их жертвами становятся около 20 женщин. Согласно официальной статистике, в 1997 году 25 женщин были убиты родственниками во имя восстановления чести семьи, причем в большинстве случаев имели место лишь подозрения, а не доказанная вина жертвы. В этом году от рук оскорбленных родственников уже погибли 12 жительниц Иордании, и цифра эта, по прогнозам экспертов, будет расти.

    По сообщению местной печати, двое иорданцев, представших перед судом за убийства сестер, были отпущены на свободу после того, как им был значительно сокращен срок тюремного заключения. В первом случае 26-летний Вафик Мухаммед, признанный виновным в убийстве замужней сестры в июне этого года, был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Однако суд счел возможным сократить вдвое этот и так смехотворный срок наказания, так как обе семьи - и обвиняемого, и жертвы - сняли свои обвинения. Согласно материалам суда, Мухаммед задумал убить сестру после того, как услышал от друзей о том, что она якобы неверна мужу. Заметив однажды, как в дом сестры зашел незнакомый мужчина, он ворвался внутрь и убил сестру, ударив ее ножом, а затем разбил ей голову кирпичом, после чего сдался полиции. Суд расценил действия обвиняемого как "стремление восстановить честь семьи" и признал, что тот совершил преступление, "находясь во власти гнева и будучи не в состоянии контролировать свои поступки".

    Результатом второго судебного разбирательства, ставшего достоянием прессы, явилось сокращение срока заключения с одного года до шести месяцев 32-летнему Сархану Абдулле, признанному виновным в убийстве сестры. 20-летнюю девушку изнасиловал родственник, и она, опасаясь семейной кары за свою поруганную честь, попросила защиты у полиции. Члены семьи согласились подписать документ, в котором гарантировали, что не причинят девушке вреда. Однако в день возвращения домой она была застрелена в упор своим братом Сарханом. Как и в первом случае, суд признал, что преступление было совершено в порыве гнева и мотивировано желанием смыть позор с имени семьи.

    Подобные инциденты свидетельствуют о масштабах мужского шовинизма в стране, считает Асма Хадер, известный юрист и активистка движения в защиту гражданских прав. Она убеждена, что существующие законы должны быть изменены, а правосудию следует применять более жесткие меры наказания за совершение кровавых деяний.

    По мнению социологов, преступления чести отражают реакцию патриархального арабского уклада на те изменения, которые происходят в современном мире, в частности в роли женщины в обществе. Большинство мужчин воспринимают участие женщин в социальной жизни как угрозу своей собственной власти и влиянию.

    "В целом наше общество ничего не имеет против того, чтобы женщины получали образование и работали, поскольку они находятся под контролем и защитой семьи", - считает профессор Иорданского университета Муса Штейви. Преступления чести, по его мнению, отражают существующие социальные противоречия и могут быть искоренены только совместными усилиями благодаря в первую очередь просветительской работе, цель которой - доказать каждому, что женщина обладает равными с мужчиной правами. Однако сделать это совсем не просто, хотя бы потому, что в настоящее время женщины в Иордании даже формально не имеют тех прав, которые предоставлены мужчинам. К примеру, иорданка не может выехать за пределы страны без официального письменного разрешения мужа, отца или иного опекуна непременно мужского пола.

    Что касается правовой стороны вопроса, то сейчас обсуждается проект нового уголовного кодекса. Министерство юстиции стоит перед дилеммой - увеличить сроки тюремного заключения либо принять новые законы, закрывающие лазейки для сокращения сроков наказания в отдельных случаях. Разработка проекта началась после того, как в ноябре прошлого года король Хусейн призвал народ положить конец страданиям женщин и детей, а принцы настойчиво рекомендовали органам юстиции применять более суровые меры в отношении лиц, допускающих жестокое обращение с членами семьи.

    Не следует, однако, забывать, что в мусульманском мире люди строго следуют требованиям ислама. А те учат, как поступать с совершившими преступления чести. Вот что говорит об этом муфтий Аммана: "Долг каждого мусульманина - защищать свою честь. Если отец убивает обидчика дочери, он не может быть привлечен к судебной ответственности при условии, что располагает достаточными доказательствами. Если же доказательств нет, тогда человек, совершивший убийство во имя чести, должен предстать перед правосудием".

    Только время покажет, какой из законов возьмет верх в человеческих умах и сердцах. А пока, пытаясь спасти свою жизнь, некоторые женщины, ставшие жертвами семейных драм и жестких социальных традиций, находят убежище в специальных реабилитационных центрах, подальше от праведного мужского гнева. В таких центрах - а их здесь семь - женщин охраняют стражи порядка. Сам по себе этот факт уже должен послужить предупреждением обществу, в котором женщина может оказаться лишенной возможности реализовать право на нормальную человеческую жизнь.

    Как вождь скажет, так и будет

    Зато в Иордании сумели договориться хотя бы вожди бедуинских племен. Договорились они о важном: в присутствии особ королевской крови вожди подписали прогрессивный документ про то, что в случае совершения бедуином тяжкого преступления кровная месть не должна распространяться на все племя, которое раньше, согласно традиции, было вынуждено покидать обжитые места и искать приют в каком-нибудь отдаленном уголке страны. По условиям нового соглашения, только самые близкие родственники преступника должны уйти из своих домов во избежание возмездия. Срок их пребывания в ссылке ограничивается теперь одним годом.

    В прошлом ссылка всего племени служила единственным способом предотвращения новых убийств, но сейчас это оборачивается настоящей трагедией для бедуинов, которые осели в городах и поселках.

    Правосудие в руки населения недавно было официально отдано в Свазиленде: отныне вожди племен в этом королевстве на юге Африки получили в дополнение к своим прочим атрибутам и все юридические права. Согласно правительственному указу, они теперь имеют полное право выносить решения не только по гражданским, но и уголовным делам. Правда, эти новые полномочия не распространяются на убийства, а также преступления, связанные с ведьмами и прочим колдовством, весьма распространенным и среди племенных общин. Любые попытки поставить под сомнение авторитет вождей, как и обращения с апелляциями в Верховный суд, будут наказываться штрафами до 2,5 тысяч долларов.

    Помочь же тем, кто посчитает себя несправедливо осужденным, сможет теперь только монарх Мсвати Ш. В Свазиленде, где еще четверть века назад была отменена конституция, он обладает практически неограниченной властью над всеми своими подданными независимо от их родового или социального статуса.

    Справедливости ради надо сказать, что не одни только приверженцы шариата лупят свои народ. Взять вот совершенно христианскую Колумбию: здесь недавно старейшины индейского племени паэс приняли решение применить воспитательные меры по отношению к своему представителю в национальном Конгрессе (парламенте) Хесусу Пеньякуэ. Они постановили наказать его 17-ю ударами плетьми за поддержку Орасио Серпы, бывшего кандидата в президенты страны от правящей Либеральной партии.

    Лидеры индейской общины считают, что представители двух чередующихся у власти традиционных партий не выражают интересов коренного населения Колумбии. Поэтому они были возмущены тем, что их родной депутат принял участие в предвыборной кампании одного из кандидатов на пост главы государства.

    Хесус Пеньякуэ заявил, что со смирением примет приговор старейшин, но не раскаивается в своем поступке, несмотря на то, что пользовавшийся его поддержкой претендент потерпел на выборах поражение.

    Впрочем, стань кандидат-неудачник президентом, наверняка вожди смягчились бы и не стали лупить своего депутата. А то что за глупость вышла - надо все-таки думать, кого поддерживаешь...

    Ольга ВОЛКОВА
    03.03.1999

    Источник: iностранец

    Смотрите также:

    Новости

    12.08.14 Красавицы Свазиленда станцуют на празднике тростника
    06.08.14 В Свазиленде появились новые туристические маршруты
    22.05.14 В горах Свазиленда проложат туристические маршруты
    11.05.13 Лучшие сафари-парки юга Африки
    23.11.11 Новый маршрут объединил три африканские страны
    13.06.08 Столица Свазиленда превращается в курятник
    28.06.07 Визы в Свазиленд нашим туристам не потребуются
    23.03.06 В Свазиленде введен "сухой закон" на общественном транспорте
    22.05.98 В Африке будет создан туpистический pайон Лубомбо
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]