← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

"Динамическое ценообразование" РЖД: летние цены будут космическими

Кассы РЖД // Travel.ru
Кассы РЖД // Travel.ru

Российские железные дороги сдвинули вперед на месяц с лишним перевод на так называемое "динамическое ценообразование" еще 14 ключевых маршрутов. Продажи билетов по новой системе на поезда отправлением с 26 мая начались 12 апреля. Как и на первом этапе, включавшем шесть линий, ввод новой системы означает для большинства пассажиров резкое повышение цен на и так сверхдорогие билеты, сообщает соб.корр. Travel.ru.

На начавшемся 12 апреля втором этапе под "динамическое ценообразование" попали купейные и СВ-вагоны поездов с маршрутами из Москвы в Ростов-на-Дону, Адлер, Кисловодск, Екатеринбург, Волгоград, Самару, Казань, Чебоксары, Архангельск и Мурманск, а также из Санкт-Петербурга в Адлер, Кисловодск, Волгоград и Самару. К этому следует добавить шесть ранее включенных линий - из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск, а также из Санкт-Петербурга в Воронеж и Нижний Новгород. Предполагается, что в конце концов по аналогичной схеме будет работать подавляющее большинство маршрутов РЖД.

Напомним, что уже на первом этапе компания, обещавшая низкие цены при покупке задолго до отправления, применила трюк: перевела все купейные и СВ-вагоны в категорию так называемой повышенной комфортности, иначе именуемой "вагоны с услугами". Это означает насильное включение в цену билета питания, прессы и тому подобных "нагрузок" - как правило, более чем на полтысячи рублей. В итоге реальная скидка за предварительную покупку получается радикально меньше заявленной, зато ближе к дате отправления цены становятся космическими.

Как известно, в РЖД обещали, что при покупке заранее цена билета в купе окажется похожа на тариф плацкартного вагона, а затем будет расти в зависимости от спроса и к моменту отправления поезда может увеличиться в несколько раз. Фактически речь идет о тарифной системе, схожей с применяемой авиакомпаниями. К сожалению, ни о какой близости к тарифам плацкарта практически нигде говорить не приходится - налицо лишь попытка минимизировать скидки с помощью дешевого трюка и в итоге добиться взвинчивания цен без формального объявления об их повышении.

Фокус заключается в следующем: все купейные и СВ-вагоны большинства поездов этих 20 маршрутов теперь заводятся в систему в виде "вагонов повышенной комфортности". Напомним, что эти "услуги" означают навязанное питание (обычно в виде сухого пайка и абсолютно не стоящее взимаемых за это нескольких сотен рублей), а также дорожный набор и газеты - как правило, безнадежно устаревшие и без возможности выбора изданий пассажиром. При этом практически все эти вагоны до введения "динамического ценообразования" числились совершенно обычными, и билеты в них продавались по стандартной цене без всяких навязанных услуг по полтысячи рублей.

Формально предварительная скидка действительно существует, причем за 45 дней до отправления она зачастую весьма солидная - 30-50% в зависимости от поезда и места (нижние полки в ряде поездов на 20% дороже верхних). Однако при добавлении невесть откуда взявшихся "услуг" (в большинстве случаев они стоят 555 рублей) реальная скидка уменьшается примерно до 15-30%, а кое-где ее фактически нет вовсе.

К примеру, в поездах Москва - Адлер билеты в купе до Сочи на 25 мая продаются по 4352-6523 рубля. Если верить обещаниям РЖД, то сейчас билеты на 26 мая должны были бы стоить 2-3 тысячи рублей. Однако на самом деле 26 мая те же самые вагоны уже числятся как "вагоны повышенной комфортности" и тарифы в них составляют от 3999 до 5634 рублей. В вагонах СВ билеты на 25 мая продаются по 8190-13 749 рублей, а на 26 мая - по 7518-11 305 рублей.

Следует помнить, что эти небольшие скидки доступны только при покупке за много недель до поездки, а ближе к дате отправления тарифы будут стремительно расти. Как видно на примере маршрутов первого этапа, они достигают совершенно безумных величин, причем зачастую даже не в пиковые даты. К примеру, незадолго до отправления на коротких ночных маршрутах из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Воронеж вполне можно наткнуться на тарифы в купе более чем по 6-10 тысяч рублей. Какими ценами порадует РЖД в пик летних перевозок в Сочи, остается только догадываться, но похоже, что и цифры в 15-20 тысяч рублей (то есть во много раз дороже авиабилета) теперь будут вполне реальными.

Аналогичная картина и на остальных маршрутах, попавших в систему "динамического ценообразования". В частности, на линии Москва - Казань тарифы на 25 мая составляют в купе 2397-3591 рубль, а на 26 мая - 1974-2059 рублей. В вагонах СВ цены на 25 мая - 4271-6562 рубля, а на 26 мая - 4728-4997 рублей, то есть даже за 45 суток минимальный тариф стал выше, чем ранее был в любое время (а ближе к отправлению стоимость еще заметно возрастет). На маршруте Москва - Ростов-на-Дону, где ходят только дорогие "фирменные" поезда, цена в купе на 25 мая - 4340-4981 рубль, а на 26 мая при новой системе - 3219-4400 рублей. В СВ билеты на 25 мая стоят 8097-9299 рублей, а на 26 мая - 7283-8328 рублей. Каких высот тарифы достигнут незадолго до отправления - узнаем через полтора месяца.

Впрочем, вся затея с "динамическим ценообразованием" с самого начала выглядела как способ извлечения максимальной прибыли и фактического резкого повышения тарифов при одновременно хорошем пиаре о скидках. Эта система чрезвычайно удобна для РЖД - никаких жестко фиксированных скидок нет, компания вольна назначать абсолютно любой тариф и при желании может вообще не снижать цены в предварительной продаже (скажем, в пиковые дни), причем предъявить формальные претензии ей нельзя. В то же время под соусом имеющихся предварительных скидок ликвидированы все верхние пределы повышения расценок ближе к отправлению - цена на такие билеты вполне может оказаться вдвое или втрое выше прошлогодней, и в праздничные и отпускные периоды мы станем свидетелями невиданных ранее ценовых рекордов.

Таким образом, РЖД стала, по всей видимости, единственной железной дорогой в мире, где верхний предел цен никак не ограничен. Во многих странах тарифы перед отправлением могут быть высокими, однако везде существует установленная верхняя планка, превышать которую железнодорожники не имеют права. В РЖД через ввод "динамического ценообразования" успешно избавились от такого препятствия к опустошению карманов пассажиров, и теперь могут взвинчивать тарифы в купе и СВ неограниченно.

Интересно, что в свое время (особенно в предкризисный период) РЖД уже проводила политику безудержного повышения цен в купе. Результатом стало опустение вагонов, серьезное сокращение составности множества поездов и вынужденный поиск способов вернуть пассажира скидками. Очевидно, что такими же последствия будут и на этот раз - на маршрутах первого этапа уже можно было много раз наблюдать отправление полупустых составов. В перспективе это грозит дальнейшим сокращением числа поездов и обслуживаемых маршрутов, серьезным нарушением транспортных связей между регионами России, затруднением как деловых, так и туристических поездок, и в конечном итоге - заметными негативными последствиями для экономики.

К сожалению, российское правительство и прочие регуляторы совершенно самоустранились от сдерживания аппетитов монополиста в этом вопросе. Недавно ФАС прислала формальную отписку пассажиру, потребовавшему дать оценку законности навязанного питания в поездах. Она была практически целиком взята из ответа РЖД и стала свидетельством как нежелания ведомства разбираться в проблеме, так и, возможно, отсутствия в составе службы специалистов, способных вообще адекватно понять сложившуюся в железнодорожных перевозках критическую ситуацию.

Так или иначе, поскольку обуздать безумные аппетиты РЖД пока никто не в состоянии, пассажирам следует быть готовым к крайне неприятным ценовым сюрпризам в период пиковых летних перевозок, особенно в направлении южных курортов. Сколько-нибудь пристойную цену билета в купе и СВ можно будет, по всей видимости, получить лишь более чем за месяц до поездки, преимущественно за 40-45 суток. При более поздней покупке самолет практически наверняка окажется более дешевым выбором, не говоря уж о том, что значительно более быстрым.

Следует иметь в виду, что в ряде случаев можно пользоваться для поездки по этим 20 линиям и проходящими поездами, где цены пока более-менее фиксированы (например, поездом Москва - Северобайкальск для путешествия Москва - Нижний Новгород). Однако такие поезда идут, как правило, в менее удобное время и часто имеют ограничения по продаже мест на отдельные участки маршрута. Кроме того, в случае поездки, к примеру, Москва - Сочи таких проходящих поездов в большинстве случаев просто не существует в силу чисто географических причин.

Автор: Юрий Плохотниченко

Читайте ещё

Страны:

Новости из России

Билеты на поезд

38810
Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта