Фарфоровые статуэтки XVIII века - в Московском центре искусств.
Фарфоровые статуэтки XVIII века - в Московском центре искусств.
Рассказать в Вконтакте
Поделиться в Одноклассниках
Более 400 статуэток из фарфора выступят в роли персонажей-рассказчиков увлекательной "Истории гарднеровских фигур". Выставку с таким названием открыл в понедельник Московский центр искусств на Неглинке. Центр впервые выбрал темой повествования знакомые многим, появляющиеся в разных экспозициях хрупкие фигурки, рожденные в подмосковном селе Вербилки более двух столетий назад.
Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково" и музей Дмитровского фарфорового завода (ныне он носит имя "Фарфор Вербилок"), а также частный собиратель предоставили для экспозиции некогда очень популярные предметы мелкой пластики XVIII-XIX веков. Выставка позволит окунуться в изысканный, чуть жеманный мир русского рококо, приобщиться к героическому духу русского классицизма. Фигурки водоносов, пастушек, танцоров, почтальонов и прочих "служивых" и ремесленников украшали кабинеты и будуары, гостиные и библиотеки. Увлечение изящными безделушками пришло в Россию в середине "галантного века", вскоре после того, как возникла мода на фарфор. И если его производство в России, основанное с одобрения императрицы Елизаветы Первой в городе на Неве ученым Дмитрием Виноградовым, началось в 1746 году, то уже спустя 20 лет англичанин Франц Гарднер основал близ Москвы, на гжельских глинах села Вербилки, первую частную фарфоровую мануфактуру, в конце XIX века перешедшую к купцу Кузнецову. Искусство вдохновляли достижения науки. Законодателем моды Гарднер, вслед за мастерами Императорского фарфорового завода начавший выпускать хрупкие расписные скульптурки в этнографическом духе, стал с легкой руки исследователя Иоанна Георги. В 1777 году вышла в русском переводе его книга "Описание всех в Российском государстве обитающих народов" со множеством цветных иллюстраций. Вскоре картинки из альбома приобрели трехмерность, превратившись в куклы из фарфора, изображавшие "народные типы". В начале ХХ века "гарднеровские фигуры" привлекли внимание знатоков и коллекционеров, мода на них не проходит и ныне. Об этом сообщает РИА "Новости".