Плато Маньпупынер. Столбы выветривания
#1
Отправлено 28 November 2014 - 12:20
#2
Отправлено 28 November 2014 - 12:25
Почти 10 лет прошло с тех пор, как первый внедорожник оставил свой след на стоянке у подножия плато Маньпупынер на территории Печеро-Илычского заповедника. Трек 2004 года made in уральских первопроходцев во главе с Дмитрием Любарцом, пропиленный в 2005-ом ребятами-ниверами, доработанный чуть позже Алексеем Макаровым, и отшлифованный в 2008 Михаилом Ереминым сотоварищи, до сих пор остается единственным рабочим для такого вида техники (снегоходные треки не в счет - это отдельная лыжня). Дойти до Пупов даже на подготовленном авто - задача с труднопрогнозируемым исходом. Знаменитые мансийские болваны, терзающие душу путешественникам, становятся гораздо доступнее, когда под вами квадроцикл. Этой технике легче даются и краеугольный курумник, и уникальные верховые болота, и многочисленные горные спуски-подъемы.
Оптимальный месяц для автономных прогулок по Северному Уралу – август – меньше гнуса, больше шансов попасть в погоду. Оптимальная команда – та, в которой уверен. В нашем случае проверенных оказалось 17 человек на 16-ти единицах техники, 14 из которых - квадроциклы CFMOTO – от пятисотых до восьмисоткубовых моделей, в том числе и незаменимый в такого рода путешествиях сайд бай сайд – CF 800–U8 , который весь сезон и в хвост, и в гриву тестирует команда «Азимут 66.ру».
Одного трека ягоды...
Утром разгружаем вахтовку и увязываем пожитки, запасы еды и топлива на квадры. Уходим в полную автономку. Шмурдяка оказалось критично много, для излишек приходится искать схрон. И тут начинается аттракцион, сопутствующий любому путешествию в компании больше четырех. Первый кидает клич, что нашел укромное место за углом, крайний, рассчитывая, что первый в адеквате, отправляется «за угол» неупакованный – с коробками в руках, в зубах, на баке... И как результат – встреча с камнем и вынос рычага. Через 3 часа до схрона добрались - полет продолжается. Правда, между первой и второй группами – перерывчик ну очень большой.
Касательно запчастей в дорогу. Мы брали все! Тормозные колодки, пыльники, гранаты, рычаги, покрышки, датчики… Пригодилось все, что можно порвать и оборвать камнями, за исключением покрышек. Все-таки ремонтопригодная техника и безобразимутный чудо-механик, со всем этим общающийся на своем языке, рулят!
#3
Отправлено 28 November 2014 - 12:27
На выходе из болота пригрезилось, что рядом работает рота дрововосеков, оказалось - геологическая ГТТ-шка, не вписываясь в габариты тропы, прет по тайге напролом.
Перевал Дятлова. Гора Мертвецов. Самое мистическое место Северного Урала.
#4
Отправлено 28 November 2014 - 12:30
Встретив по пути несколько автомобильных экспедиций, подкормив и подпоив еще большее количество пеших групп, понимаем, что некогда нехоженое направление становится удручающе истоптанным – увы, обратная сторона прогресса.
#5
Отправлено 28 November 2014 - 12:33
Говорят, что с мансийского Отортен переводится как «Не ходи туда». Но вот вы знаете мансийский? И мы не знаем, и в истинности утверждения не уверены. Потому что другие говорят, что манси называют Отортен Лунт-Хусап - «Гусиное гнездо» по той причине, что юго-восточный склон горы круто обрывается к горному озеру Лунт-Хусап-Тур. По одному из нескольких мансийских преданий, в этом высокогорном озере во время всемирного потопа спасся один-единственный гусь. Нам тоже повезло - ледяная вода этого чистейшего озера после всех наших квадроприключений спасительна и прекрасна. Не менее прекрасно и сходить туда, куда нельзя ходить.
В наказание за ослушание вечером нам включили ливень. У соседей сверху словно разверзлась труба, а слесарь, как водится, ушел в загул. Так что ночь посвятили заплывам на матрасах наперегонки со спальниками. И примерно так же стартовали с утра, собирая на себя по пути водянистую завесу тумана. Зато на четвертый день случилось чудо. Его еще называют Седьмым российским Чудом света, но мы-то давно знаем, что Маньпупынер – лидер ощущений! И мы до него дошли. То есть сначала дошли до стоянки. А потом в прямом смысле своими двумя преодолели и 5-6 километров до плато. Для кого-то это было самым главным испытанием, но и оно того стоило.
Маньпупынер – в переводе с мансийского Малая Гора Идолов. Здесь с давних пор упираются в небо семь столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир, где за тобой неустанно бдит старший брат. Точнее семеро старших братьев. И вот что они думают о тебе, а главное, кто их сюда поставил для этого многовекового наблюдения – совершенно непонятно.
Это пешее восхождение было кульминацией экспедиции и ее главной целью. И мы ее осуществили! Обратная дорога по накатанному и пройденному треку уже не стоит такого пристального внимания и описаний. Скажем так – движение к дому было намного интенсивнее. Так всегда бывает.
Для тех, кто думает ехать или не ехать на Северный Урал ответ только один – ехать! С одной стороны, это действительно удаленное место, добраться до которого без соответствующей техники, подготовки и настроя просто невозможно. С другой, благодаря "раскрученности" маршрута, местами он превращается в лесной автобан, где понятен каждый загиб и знаком каждый пенек. Но каждый месяц, каждый день и каждые полчаса Северный Урал разный, поэтому всем экспедиционерам, как правило, достается индивидуальный набор испытаний при посещении этих мест. Но поощрение одно на всех – уверенность в том, что чудеса действительно случаются!
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых