Литва – самая популярная прибалтийская страна в глазах туристовНесмотря на оптимистические реляции литовского Департамента статистики о неуклонном росте числа интуристов в гостиницах страны (по предварительным данным, за 1-е полугодие их было на 6,3% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года - при этом число остановившихся на ночлег россиян возросло аж на 24,6%) сами менеджеры этих гостиниц настроены далеко не столь оптимистично: по некоторым данным, посещаемость Литвы в самый что ни на есть "пиковый" сезон летних отпусков (июль-август) снизилась на 2%, а Вильнюса - на 1,63%. Совсем плохи дела у "временной столицы" Литвы Каунаса: там посещаемость сократилась на 6% (в июне), 7% (июле) и 10% (августе). При этом доходы гостиниц сократились едва ли не на 40% - а показатели "держатся" единственно на популярности летних литовских курортов - Паланги, Неринги и Друскининкай.
О туризме, о его важности для экономики Литвы и необходимости его развития ни словом не говорится ни в одной предвыборной программе (12 октября в Литве пройдут парламентские выборы); не выделяется достаточно средств для самомаркетинга (как страны, привлекательной для туристов), отсутствует финансирование связанных с этим мероприятий, правительство не уделяет этому вопросу необходимого внимания. Нельзя сказать, что для привлечения зарубежных гостей в Литву вообще ничего не делается - другое дело, этого явно недостаточно. Скажем, туристы из Германии жалуются на отсутствие необходимой им информации на немецком языке - и низкое качество, извините, общественных туалетов. Другая не менее важная проблема: Литва остается летним (и, стало быть, сезонным, краткосрочным) направлением. В то же время план мероприятий, представленный организаторами "Столицы европейской культуры-2009", весьма абстрактен - и в нем отсутствует четкая информация о датах и сроках проведения того или иного празднества, призванного, по идее, прославить Вильнюс на весь мир.
По утверждению президента литовской Ассоциации ресторанов и гостиниц Эвалды Шишкаускене, она и ее коллеги неоднократно пытались "достучаться" до премьер-министра Гедиминаса Киркиласа - но на ее тщетные попытки (премьер занимался в это время решением прочих стоящих перед страной проблем) следовал стандартный ответ: "Не сейчас". В итоге был практически перечеркнут широко разрекламированный маркетинговый проект "Buy Lithuania" с участием ведущих тур-операторов и пишущих на темы туризма журналистов из различных стран мира. Теперь аналогичный проект (но уже с названием "Buy Latvia") успешно осуществляют латыши; более того, они согласились присоединить к этому проекту Литву (правда, всего лишь как транзитную страну) в рамках более широкого проекта - "Buy Baltics". Еще один красноречивый пример: в текущем году на цели туристического маркетинга из бюджета Литвы было выделено 6 млн литов; для сравнения - власти Эстонии (которые не на шутку обеспокоились падением популярности страны у россиян вследствие прошлогодней "бронзовой ночи") выделили на это ни много ни мало 15,588 млн литов... :(