Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форумы Travel.ru!

Планируете путешествие и возникли вопросы? Cмело создавайте новую тему в соответствующем разделе — Вам обязательно ответят!

 

Зарегистрируйтесь или войдите на форум, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям и публиковать сообщения без премодерации.


Фотография

Рафтинг на Чорохе


  • Войдите на форум для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 zacep

zacep
  • Путешественник
  • 28 сообщений
  • ГородИркутск
Регистрация: 27.10.06

Отправлено 03 July 2007 - 13:13

Или Канализация рафтинг - фекалия экстрим
В   марте этого года ангарчане, туристы – водники Антон НОВИКОВ (руководитель), Андрей НОВОГРАНОВ, Евгений ОРЕХОВ и Борис ХАЙРУЛЛИН на двух катамаранах – двойках  прошли маршрут 5 категории трудности по реке  Чорох в Турции. Команда «Проводники Прибайкалья» первые из сибиряков почувствовали вкус воды в порогах знаменитой рафтинговой реки Малой Азии.    По возвращении команда собралась вместе для подведения итогов, просмотра видео и фото материалов.  Встреча прошла в дружественной беседе в обстановке горячего обмена, уже ностальгическими, впечатлениями. Как там было? ...
Н. С.: Объясните несведущим читателям, что такое водный туризм, он же сплав по горным рекам, он же рафтинг?
Рафтинг, он, штука, опасный! Подходишь к водной стихии в виде дикой горной реки, в волнении морщишь лоб, надуваешь щеки, надуваешь сплав-средство (у нас это катамараны), прыгаешь на нем в кипящую, белую воду и несет тебя грешного по порогам, пока не прибьет к земной тверди. Хорошо, а значит профессионально, когда ты, управляясь веслами, руководишь процессом слива, то есть сплава. Потому сплавщик – настоящий водный ковбой, а река с ее жестоким, бычьим сердцем – место, где уместно это незабываемое родео.
Н. С.: Ребята, а каким таким ветром странствий надуло в голову про-турецкие настроения?
  Все прозаично. Летом наша команда работает на коммерческих сплавах в Прибайкалье. А для роста мастерства необходимо проходить серьезные маршруты 5-6 категории сложности. Вот и пришлось зимой ехать за бугор.   Остановились на Турции, хотя хотели в Непал, меньше затрат.
Окончательное решение сплавиться в Турции родилось не в турецкой бане, а в жаркой русской, а именно «на Матросова». Бряканье шаек и водовороты мыльных вод как нельзя лучше напоминали специфику водного туризма.  На многих Прибайкальских и  некоторых Алтайских реках мы уже рубились, захотелось заморских ощущений.
Подобралась команда, закаленных  бурной водой порогов друзей. 33-летний Антон  гид-проводник по горным рекам. Его богатый опыт стал решающим в определении руководителя команды. 30-летний менеджер «Невской косметики» Андрей – немногословный спортсмен,  с феноменальной выносливостью. 35-летний предприниматель Евгений – улыбка команды.    Благодаря его чувству юмора  команде гарантируется отличное настроение. Он постоянно острит и остальные его поддерживают в этом – гонят пургу.    Обаятельное хамло, самосвал полезных и бесполезных советов, человек стреляющий словами как АК-47, это 42-летний бизнесмен Борис.  
Н. С.: Какими тропами уходили за границу?
Сначала долетели до Сочей. В Сочах пожили маненько. Пока ждали паром до турецкого Трабзона, провели свою инспекцию места предстоящей зимней Олимпиады. Надо сказать впечатления неоднозначные. Местные жители, как оказалось, против Олимпиады. «Показуха!» - кричат хором. «Лучше бы сделали очистные, вся канализация, все стоки столетиями загрязняют Черное море. А оно ведь не черное, оно синее!» - стонут они, но продолжают какать, многоэтажно ругая администрацию. Действительно, море было синим, но с желтыми пятнами  канализационных стоков. Крутые, заезжие дядечки, следуя рекомендациям Дона Карлеоне, скупают Красную поляну (поселок рядом с горнолыжным курортом), делают местным обитателям предложения, от которых невозможно отказаться. Сочинские таксисты, скрывают свое глубокое презрение к приезжим одной доброй фразой: «Командир, куда поедем?». Сочинские менты честнее, они вообще не скрывают своих чувств. Могут подойти к смеющемуся человеку с парадоксальным вопросом: «Чё такой веселый, обкурился?».
Наконец, настал тот (долгожданный) день, и огромный морской паром отвалил от причала в сторону турецкого Трабзона. В древности греческая колония Трапезунт. Нам, любящим воду во всех ее проявлениях трудно удержаться от восторга, когда соленый морской ветер треплет бахрому твоих волос, когда глаза наполняются кровавой печалью, тонущего в горизонте солнца, когда сердце пронзают страстные стрелы вольных путешествий, морских открытий и пиратских завоеваний.
Трабзон конечно не Анталья и еще не сезон, а потому в турцию паром идет пустой, только с девчонками. Да, да, именно нашими русскими девчонками. Турция для многих из них место подзаработать. Как подзаработать? Известно как, и известно, чем! Чай, не маленькие, поймете сами. Причем никакого секс-рабства, только по обоюдному согласию двух заинтересованных сторон. Обратно паром идет доверху загруженный мандаринами,  помидорами и … теми же девчонками, после трудовой смены.
Большая группа страшных и непрезентабельных на Российский взгляд жриц любви были нашими попутчицами на пароме. Общаться с ними не было желания. Вышли на верхнюю палубу и встали в ступоре. Параллельным с паромом курсом, блинчиками, запущенными с руки, скакали по воде стремительные дельфины! Нахлынувшие от увиденного чувства разлили по походным кружкам. Салютовали дельфинам тупым бряком наполненных емкостей. По мере продвижения по пронзительно синему морю мы синхронизировались с качкой повторением опрокидывания в организм вермута, а за тем и вискарь внутрь пошел.  Охмелевший Антон вломился на капитанский мостик с намерением порулить, или поштурвалить. Учтивая турецкая команда аккуратно, но с укоризной выпроводила его:
- Руссо туристо, ай-яй-яй! Облико морале, ай-яй-яй!
- Да, мы – Руссо туристо! Да, мы обликом орали! – возмущался Антон.
Попытался показать, как ходят в касках спортсмены-водники, путем одевания котелка себе и другим на голову. Мол так будет безопаснее. Но дебоширинг благоразумно оставил.
Н. С.: Как турецкий берег встретил гуманоидов с планеты Сибирь?
Встретил ночными огнями Трабзона и тупо безобразной ночевкой на рюкзаках в автовокзале. Только мы сгрузились у автостанции как были атакованы местными зазывалами на рейсовые мерседесы. Энергичные и крикливые они внушали нам большие опасения. Наша российская ментальность не позволяла верить непонятным турецким словам и жестам. В итоге, отогнав от себя навязчивый сервис, наша маленькая компания заночевала на автостанции в окружении брезгливо-неинтересных турецких бомжей. Нехорошо в общем начался наш анабасис в Турции.
Наутро увидели Турцию. Оказалось турция это одна большая стройка. Весь морской берег усеян гигантскими крабами экскаваторов и самосвалы перевозят огромные булыганы. Как скелеты морских чудовищ возвышаются из песка каркасы будущих отелей и даже надстраиваются уже жилые здания.  Дома лепятся по скальным склонам гор. Как они построили пятиэтажки на 45 градусном склоне для нас загадка. Не даром турецкие строители в России с успехом работают.
Трабзон открылся с лучшей стороны. Зазывалы оказались честными ребятами, проводили до автобуса, на котором мы комфортно добрались до Байбурта. Ну, вот значит «Мерседес», красивый и мощный как Михаэль Баллак, преодолев два горных перевала, легко перебросил нас через Качкарский хребет.  Дорога нас поразила, вообще дороги Турции это нечто, это их национальный символ, наверное. Вырубленные в скалах петляют трассы с подьемами и спусками заставляя напрягаться части тела в соответствии с изгибами дороги. Слева бездна справа скалы. Жуть. Култукский тракт отдыхает. Байбурт был промежуточным звеном в пути к началу сплава. Он запомнился тем, что там мы потеряли Борю-Шишман-Бая, так  по турецки «мужчина с животом».    Ушел купить, что-то там к фотокамере и сгинул в утробе загадочного Байбурта, среди хитросплетений узких мощеных улочек, как Миронов в «Бриллиантовой Руке». Лишь благодаря  сотовой связи и находчивости нашего нового знакомого из офиса парома «Аполлония», находившегося   в Трабзоне Фахида, Шишман-Бай спустя час был найден напуганным и виноватым. Спросил нас –
-  Как переводится «тэшекулюр»?
- Спасибо.
- Блин, а я всем туркам на «здрасти» отвечал – Тэшекулюр, тэшекулюр. Типа -  они – Привет, я – спасибо. То-то вся улица веселилась.
Почти добрым, беззлобным матом мы проводили сияющего найденыша в такси. Нанятая «арба» в виде турецкого Фиата  (ну точь в точь  как наша «девятка») и его наездника с русой внешностью обычного русского деревенского Феди повлекла нас из Байбуртской горной котловины вниз по берегу Чороха к месту сплава. Уплыла назад величавая огромная Байбуртская крепость с развевающимся десятиметровым турецким флагом, мимо пролетели пейзажи, покрытые снегом и напоминающие Окинское плато. Фиат, в отличие от «девятки», без снижения скорости хищно и мощно  съедал крутые виражи мокрой горной дороги, аж дух захватывало. Осознание того, что знаменитый Ксенофонт  вел по этой дороге, утопая по колено в снегу, 10000 греческих наемников из Вавилона на родину к Черному Морю повышало интерес к мелькавшим мимо заснеженным скалам и пропастям стремившегося вниз Чороха и от серьезности вытягивало, измученные вискарем, лица.
Н. С.: Уж не томите, давайте уже про сплав!
У маленького городка Испир  (в древности грузинское княжество Спири) и началось наше водное приключение.   Вечером в темноте (темнеет в Турции в 6 часов) мы прогулялись в городок. По дороге попробовали настоящего пива «Эфес». Ничем от нашего оно не отличалось. После прогулки и комичной покупки пластыря в аптеке, напоминавшей дикую пантомиму, вернулись  в лагерь. В ночной темноте даже на самых вершинах гор горел свет в домах. Наконец мы у нашей цели. Темная безлунная ночь прокрадывалась в наши души странным сочетанием счастья и тревоги. Впереди опасные, но желанные пороги и сказочное по красоте ущелье. Нам предстоит 140 км  бурноводинга среди завораживающих скал, вершин и руин крепостей. Начало сплава на высоте 1200 метров над уровнем моря.  
Река Чорох имеет свою историю. В древности эти места являлись металлургическим центром и по реке Чорох шел один из Железных путей на Кавказ и Среднюю Азию. Древние эллины, населявшие берег Черного Моря, называли ее Аркос, то есть петля. Сами турки называют ее Кору-Нехри – Река Жизни. Начинается она в четырехтысячниках Понтийских гор, и пройдя подковообразный путь, финиширует в Черное море в районе Батуми. На Чорохе проводятся этапы кубка мира по каякингу. В нижнем течении водят на рафтах туристов.
Утро следующего дня началось с дикого крика Жени: «Парни, снега по колено!». Мы чуть из спальников не выпали. Ночью в горах прошел снегопад. Палатки, катамараны, скалы, деревья, все было покрыто белой и мокрой ватой. Лишь вскрытая вена реки мутно бурлила жизнью среди этого мертвенного савана. К обеду снег растаял. Выглянуло солнце и больше, как по заказу, не скрывалось в облаках неделю. Сели на катамараны, оттолкнулись от берега, и понеслась! Первые пороги 4 категории трудности стали необходимой тренировкой перед серьезным испытанием – Модерским прорывом. Специально заморачивая траекторию движения, мы выкладывались до предела и хруста в руках, проходя извращенным путем пороги. Ненормативная лексика команд «Греби, …ть!», «Табань, …ть!» словно магические заклинания, от которых раздвигались горы и откатывались в сторону огромные валуны.
 На второй день сплава нам предстояло пройти через главное обиталище злых водных духов – Модерский прорыв. Река здесь как шумный восточный базар. Бурлят пороги, схлестываются потоки, в каменных гротах лопаются пенные пузыри. Движение по этому ущелью напряженное, с препятствиями предельной категории сложности (7 порогов пятой категории, а в большую воду – полноценные шестерки). Наши катамараны вошли в эту гигантскую щель и как в чужой гарем попали. Главный хранитель девственной неприкосновенности ущелья водный джин, назовем его ёмким русским словом с турецким гражданством - Капец-оглу. Он аж захлебнулся от нашей наглости. Секир-башка нам готовил, Модерский евнух! Ущелье нас потрясло – водопады падающие с головокружительной высоты громоздящихся друг на друга скал. Видимые в разрывах скальных коридоров снежные вершины, залитые солнцем турецким солнцем. Древние выходы шахт в скалах. Задрав бронированные в касках головы, мы  шарили жадными до впечатлений глазами  по каменным чертогам ущелья.
Катамаран с экипажем Новиков – Хайруллин более громоздкий и более устойчивый чхать хотел на какого-то Капец-оглу, пробивал пороги со животным остервенением. Лопасти весел рвали тело реки, помогая уйти катамарану от ловушек водного джина. Зато над катамараном Новогранова и Орехова Капец-оглу поиздевался сполна. Три раза катамаран сверкая брюшками гондол взлетал вверх. Мощи воды хватало, чтобы пару восьмидесятикилограммовых мужиков легко опрокинуть вверх тормашками. Но сибирского мужика не согнет и горная река. Спасательные работы экипаж производил самостоятельно, профессионально и без истерик. Управляя перевернутым катом в порогах и самостоятельно приставая к берегу.   Уже вечером, среди садовых деревьев речной терассы, на фоне освещенных закатом скал было повторное  эмоциональное переживание   захватывающего дня с  возлиянием в честь победы над Капец-Оглу. Немного поубавил  восторженных настроений мутный цвет реки с некоторым канализационным душком. Отчего все мероприятие озвучилось как – КАНАЛИЗАЦИЯ РАФТИНГ – ФЕКАЛИЯ ЭКСТРИМ. Но это оссобености любой азиатской реки. Ну не делают выгребных ям и отстойников пока в Азии. КАКАШ-ЭКЗОТИКА.
Модерский прорыв миновали, а дальше три дня жили обычными сплавными буднями. Подход к порогу, разведка, планирование, прохождение и полное растворение в Божьей благодати и радости. Хвала Создателю, мы живы, а те препятствия, что остались позади, станут еще кому-то лекарством от серой тины суетливых будней.  Устав от нескончаемых простых четверочных порогов, мы, надеясь на еще один сплав в поездке по реке Фертине, сдули каты и перебросились на озеро Тортум. Насколько озеро было великолепным настолько и было испоганена бирюзовая вода дурной водой впадающей в него реки. На фоне продуваемого ветрами мыса и отвесных километровых обрывов, отметили безалкогольно день рождение Антона и наутро при посадке в автобус нас накрыл снежный буран.
Н. С.: Куда ехали?
Хотели покататься в горнолыжном курорте Паландокен, с заявленными 30км трассами и 3000м высоты. Находится у города Эрзурум. Который кстати три раза доблестно оккупировала Российская армия. В этом городе был Пушкин и даже стих написал «Эрзурум, ты мой Эрзурум».
Н. С.: Ближе к телу.
200 баксов - четырехместный номер – шведский стол - скипас и 80 процентов россиян. Баня и пиво бесплатно. Отмылись, отъелись, обпились. А покататься хорошо не получилось – трассы засыпало. Снег для катания тяжелый и ребята, привыкшие к Байкальску, катались как первый раз. В общем не рекомендуем мы ездить в Паландокен. При отъезде таксисты попили нашей кровушки, принудив нанять две «арбы», хотя вместимый автомобиль стоял. В Турции две беды – таксисты и мусор.
Н. С.: А еще один сплав?
В Трабзоне арендовали авто. И уже свободные и независимые от таксистов поехали по берегу Черного Моря к реке Фертина. Долина реки является одной из самых красивых и посещаемых мест в Турции. Рафтинг, горячие источники, обилие треккинговых обустроенных троп, древняя византийская и грузинская экзотика, водопады – привлекает, по количеству туристов, больше чем наш Байкал. Замучились останавливаться у каждого водопада через каждые двести метров. В реке поймали форель и… отпустили. Сложенные в авто каты и весла  лежали мертвым грузом – уровень воды в реке был низкий. Местность больше всего напоминала наш Хамар-Дабан. Высокая влажность, ели, характер гор, обилие снега – не вер илось что это Турция.   Это  была Лазика – страна грузин-Лазов. Правда давно принявших ислам.
Н. С.: А горячие источники?
В селении Айдер, с десятками заснеженных отелей, есть выход термальных вод. Где мы и приняли горячий бассейн, так сказать. Просто горячая вода. Отели не работают, ждут сезона. Работал один отель, специализирующийся на Хели-Ски. Геликоптер забрасывал экстремалов в горы. Вообще снега такого мы нигде еще не видели. Хамар-Дабан отдыхает. Телефонные будки полностью засыпаны. А в горах снега около 5-7 метров. И что самое интересное по этим сугробам можно ходить без лыж, не провалишься. Ночью мороз – днем тепло. Сугроб превращается в мерзлый монолит. Всем любителям лыжного туризма рекомендуется хребет Качкар – проверено сибиряками.
Н. С.: Про крепость Зил-Кале расскажите
Средневековая грузинская крепость стоит прямо над обрывом реки Фертина, охраняя древнюю дорогу через перевал в долину Чороха. Побродили по крепости. Ее никто не охранял. Удивились построенному в глуши и обложенному плиткой туалету у горной крепости. В Турции, как мы выяснили, никто не ворует  и   поэтому  Зил-Кале не охраняется.
Н. С.: Меня поразили фото монастыря Сумела, что расскажите?
Монастырь построен в 6-10 веке. Даже император Византийской Империи Алексей Комнин был помазан на престол в монастыре. Каким образом удалось древним византийским строителям взгромоздить лабиринты келий в огромном гроте  на стене отвесной скалы непонятно. Титанический труд. Несколько пятиэтажных зданий парят на окружающей долиной прилепившись к  скале. С чувтвом восхищения бродили среди запутанных лестниц монастыря наслаждаясь древностью и фресками, пусть  попорченными временем и мусульманскими фанатиками. Восстанавливать фрески пригласили украинцев. С нами в святыне народ был со всего мира. Христианин с дочкой из Ирака!!, румыны, американцы.
Н. С.: Что еще запомнилось?
Тезисами. Странно, но половина населения Турции имеет кавказкий тип лица, а половина европейский. В кафешках никто не пьет алкоголь, сидят полста человек и просто разговаривают. Чем кафе живет, непонятно. Чай в чайханах турки пьют, из похожих на наши, стопариков, только с талией. Могут весь вечер просидеть уставясь в телек. Сами турки доброжелательный и гостеприимный народ. На Чорохе нас и хлебом  свежим угощали и орехами. Проезжающие авто приветливо сигналили. Полиция и жандармы крайне доброжелательны.
Да самое главное!   В Турции не дешевле, чем в России! Бензин после начала войны в Ираке вырос до 2.9 лиры за литр. Т.е 60 рублей. Мясное все дороже, чем у нас. Овощи на 40 процентов дешевле только.
Н. С.: Выводы и рекомендации!
Таких дорог нет наверно нигде, горные ущелья потрясают. Самое лучшее для тех, кто хочет путешествовать по Турции, это группой взять на две недели в ренту авто. 30 баксов сутки. И проколесить по всей Турции с путеводителем. Дешево, дом с собой, нет нервотрепки, свободен и мобилен. Рекомендуем.
По рекам – Чорох – Модерский прорыв на арендованной машине как разминка в конце марта. Потом в начале апреля шестерошная Фертина. Вероятно это будет уже в следующем году.
Н. С.: Домой хотелось?
Ты даже не представляешь, как все затосковали по России. Не могли дождаться, когда погрузимся на паром домой. Мы даже не ожидали такого острого чувства ностальгии и усталости от чужбины.

  • 0

#2 zacep

zacep
  • Путешественник
  • 28 сообщений
  • ГородИркутск
Регистрация: 27.10.06

Отправлено 29 January 2008 - 17:58

Вообще конечно ехать нужно летом осенью. Берега ж это сады сплошные и никто из турок не ругается если каких фруктов гости отведают. Советую взять в аренду авто погонять по турции с недельку с палаткой, спальником и пр. А потом пойти на рафтинг по Чороху - там местные рафткоманды в городе Юсуфели предлагают рафтинг. А еще можно по хребту Качкар пешком или на веле прокатится к берегу Черного Моря и домой на пароме. Телефон чела в трабзоне и е майл аренды авто в трабзоне могу выслать.
Вышлю также график заездов на чистые реки Прибайкалья сезона 2008. ;)

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых