Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форумы Travel.ru!

Планируете путешествие и возникли вопросы? Cмело создавайте новую тему в соответствующем разделе — Вам обязательно ответят!

 

Зарегистрируйтесь или войдите на форум, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям и публиковать сообщения без премодерации.


Фотография

C прицепом дачей по Норвегии


  • Войдите на форум для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 avtotravel

avtotravel
  • Участник
  • 4 сообщений
  • ГородПитер
Регистрация: 20.03.06

Отправлено 18 January 2007 - 19:21

Принимать решение в какой стране проводить отпуск, когда у тебя «развязаны руки»-сложно. Имея годовую шенген визу и прицеп дачу в собственности, можно планировать поездку в любую страну Европы. А так как затраты на отдых в стиле караванеров приравниваются к путешествиям по России, то выбор становится мучительно приятным. В прошлом году я был в служебной командировке. На машине 4000 км из Питера до Тронхейма и обратно. Впечатления остались…..
Короче, страной фьордов- Норвегией, я заболел. Целый год уговаривал свою жену и жену своего друга, что отпуск в Норвегии превзойдет все их ожидания. Представляете?......... как я рисковал в случае неудачи?!.
Аргументов и доводов было приведено много, с моим другом Валерой мы подготовились к убеждению своих жен основательно. Более того в силу возрастного преимущества, спич держал Валера. Он же разработал маршрут. Я, зная Валерину педантичнось, свой нос не совал. Жены дали отмашку, билеты на паром из Helsinki до Stockholm  и обратно я купил в паромном центре без проблем минут за 40.
Разработанный и утвержденный маршрут
1день  - Санкт Петербург-Helsinki-паром Силья Лайн( Silja Line)
2день  - паром Силья Лайн( Silja Line)-Stockholm-Jevnaker
3день  - Jevnaker-Gol
4день  - Gol-перезд к месту проведения трекинга- трекинг
5день  - трекинг- Flam-Kaupager
6день  - Kaupager-трекинг –Lom
7день  - Lom-Alesund
8день  - Alesund-Kristiansund
9день  - Kristiansund-Grodal-трекинг
10день- Grodal-Oppdal-Folldal-Mora
11день- Mora- Stockholm
12день- Stockholm(экскурсия по городу)- паром Силья Лайн( Silja Line)
13день   - паром Силья Лайн( Silja Line)- Helsinki- Санкт Петербург.
Естественно, мы работали до победного конца. 26 июля в 17-00 я освободился на работе, а 27 в 17-00 нам надо было уже быть на пароме в Helsinki. На покупку продуктов пришлось потратить целых 2 часа, хорошо, что газовые баллоны, бензогенератор, велосипеды были уже в машине. Оставалось загрузить одежду и пастельные принадлежности. Собаку я отвез дрессирощику. В общем, на организационно-подготовительные вопросы ушло 8 часов.
1 день путешествия
Спать мы решили не ложиться, выехали около 4 утра. Наличие прицепа дачи у вас за спиной, снижает скорость процентов на 20. Вместо привычных 110-120 км/ч, спидометр с завидным упорством показывал 90. Наш автопоезд состоял из тягоча- Xonda CR-V и прицепа дачи Hobby Excellent. 200 км до пограничного перехода «Брусничный» я с женой Ириной проехал за 3 часа с учетом езды по городу. Купили Грин карту ( аналог нашего КАСКО), оказывается на машину и прицеп дачу оформляют два отдельных полюса. С прохождение таможни и пограничников с нашей стороны проблем не возникло….. А вот финны!...... задали простой вопрос- продукты везете?.... Да, везем…… откройте холодильник…….. в морозилке лежал кусок свинины для шашлыка и рыба. 1 кг свинины доблестные блюстители финской таможни конфисковали. На оформление  бумаг ушел целый час!!!! Хорошо, что я не показал еще 6 пакетов с едой, которые мы не успели перенести в холодильник. Молочные изделия, яйцо, мясо….. и еще не вспомню что-запрещено ввозить. Нихрена себе начало отпуска. Не выспавшиеся мы двинули дальше.  Перевели часы на час назад. Ура!!!! навигация работает! Включаю второй телефон с туристической сим картой, звоню Валере. Они поехали на другой переход Торфяновка. Мы через 2 часа выехали на дорогу Е18 и решили подождать Валеру с Наташей в паркинге. Телефон Валеры вне зоны….. Нервничаю…., внес координаты порта в Helsinki, Валера «вне связи». Поехал в сторону Helsinki, подумал- найдется. Вспомнил через 50 км что не опустил стол в прицепе, заезжаю в паркинг, и натыкаюсь на машину Валеры,………  ребята спят на травке…… бужу……
Теперь мы вместе едем в порт, я первый (навигация у меня), Валера второй. В такой последовательности мы потом ездили весь отпуск. По навигации в незнакомом городе ездить одно удовольствие. Порт….. меня покидают силы, до посадки на паром 2 часа. Я ухожу спать в прицеп.Удобно!!!
Посадка на паром проходит без суеты. Приготовили обед и поели пока стояли в очереди.  Окно служащего. Молча даю билеты, молча получаю пластиковые ключи от кают, бумажку на лобовое стекло с номером палубы. Отъезжаю. Процедура посадки- проще чем в гипермаркете продукты купить. Знание языка не обязательно. Каюта. Наш сосед с Валерой -фин, наши жены в женской каюте, и у них 1 свободное место. Перебираюсь к жене. Валера остался с финном). Идем гулять на верхнюю палубу- крышу 12 этажного дома. Вид впечатляет. Закат, коньяк, шезлонги……. Вы меня понимаете?
Через час отходим ко сну. Сутки выдались напряженными.

2 день путешествия
Время в Швеции отстает от московского на 2 часа. Паром приплывает в 9-30 местного времени. На 2 день путешествия организм еще не понял, что он в отпуске, посему в 6-00 местного времени я уже прогуливался по верхней палубе парома. Рассветало. Мы проплывали мимо большого количества маленьких и средних островов. Красотища! Такой пейзаж был до самого порта. Очень романтичный фарватер.
Выгрузка, как и погрузка прошли без проблем. Перед выездом с территории порта остановились запустить навигацию. Местом прибытия стоял Jevnaker. В Осло было решено не заезжать. Мы торопились в горы. Хотелось отдохнуть от городов, отпуск все таки.
Дорога Е18! Значит, мы выбрались из города. Решили позавтракать. Через 30 км спускаемся с дороги к заправке в районе деревушки Ekolskrog. Прекрасное место для завтрака. Достаем мангал. Решили, пока завтракаем, закоптить рыбу. Рядом ходят уточки, дубровая роща. Ощущения, ты в отпуске, стало будоражить сознание. Жара +30. Идем купаться к реке. Вода – парное молоко. Позагорали и поехали дальше. Ехать вне населенных пунктов, когда навигация высвечивает 200 км прямо, глупо. Закрываем компьютер. Наслаждаемся видом из окна.
Первая заправка в Швеции. Подъезжаю к колонке с надписью KONTO. Из опыта поездки в командировку, заправка по кредитной карте без участия персонала заправки. Разницы в цене на бензин по карточке или за наличные нет. Один только нюанс, заправляют в ДОЛГ. Фактическое списание с карты происходит от 5 до 14 дней в зависимости от заправки. Удобненько! Отпуск в кредит))))), За один раз не более 400 кронн. Это у Shell, на других заправках по-разному, от 300 крон до полного бака. Едем дальше кругом отпуск. Отпуск в запахе, отпуск в лесу, отпуск в жаре. Мы отдыхаем. Стоп. Я задумался и вместо того, чтобы ехать по Е18, поехал по Е20. Остановились. Включил навигацию. 3 минуты. Новые настройки. Разворачиваемся по правилам, направо, налево, под мост. Вот она Е18. Навигацию решили впредь не выключать. Она еще и голосовая, повернул не туда, ругается. Едем дальше. Еще через два часа, теряю бдительность и вместо поворота на 61 дорогу, еду прямо по Е18. Громко ругнулась навигация. Поздно. Проскочили. Встаем на обочине. Увеличиваю масштаб местности на экране монитора до максимального значения. Разворачиваемся по правилам. Возвращаемся на 61 дорогу. Пора обедать. Кругом озера. Во время движения увеличиваю масштаб местности на экране до максимума, выбираю место где дорога максимально близко подходит к одному из проезжаемых озер. До него 30 км. Потерпим. Ура! Обед. Купаемся. Закопченная еще утром рыба, как нельзя кстати. 30 мин в воде, кто сказал что Черное море в Сочи? Решили не ехать до Jevnaker. Проехать еще максимум 50 км и подыскивать место ночевки. Трогаемся. 20 км, дорожные знаки другого цвета! Мы только что пересекли границу Швеции и Норвегии. Как-то обыденно. Ни пограничников, ни таможенников. Очередная заправка, как всегда в долг-))Едем дальше. Смотрю на экран монитора?! Дороги нет. Увеличиваю масштаб. Дорога с номером 322. Грунтовка?! Навигация завела нас на грунтовку? Блин. Я забыл поставить приоритет в программе «хорошие дороги». Съезжаем с асфальта. Проезжаем 3 км. Рай. Кругом ни души. Паркуемся. До берега 10 метров. « Где мои удочки, дорогая?». Жены кашеварят,- мы рыбу ловим. Валера умудрился не забыть взять червяков. Офигеть. Вино, поздний ужин. Шашлычок. Комаров нет. Воздухххх. Ложимся спать. Валера ставит палатки, надувает пенки. Мы ложимся спать в прицепе даче. Ощущение отпуска пришло!

3 день
Привыкание к разнице во времени, происходит быстро. На второй – третий день уже не замечаешь этих двух часов. Спать на свежем воздухе в лесу у озера, одно удовольствие. Разбудил меня радостный возглас Наташи. Валера поймал рыбу. Выхожу из каравана, так и есть семейство Юрцевых – рыбачит. Пока моя жена готовит завтрак, творожки и сыр из холодильника, кипятит воду на кухне. Мы с Валерой обеспечили нас уловом для ухи. Завтракаем, Ира принимает душ в караване,  неугомонный Валера начинает готовить уху. Отпуск. Через час Валера начинает собирать палатку, а мы с Ирой уходим в лес за черникой. За те 20 мин, что Валера собирал и укладывал палатку, мы набрали целую литровую банку черники. Трогаемся, прошу Наташу, что бы она сняла на камеру, как я еду с караваном по лесным Норвежским дорогам. Включаем ноутбук, настраиваем навигацию. Поехали. Солнечный день, начались перепады высот до 200 метров, извилистая узкая лесная дорога. Через час мы выехали на асфальт,  благодарен Билу Гейтцу за прекрасный продукт. Начинаются плантации клубники, спускаемся к домику надпись на котором похожа на рекламный плакат о продаже клубники, нарисованный рукой школьника. Едем дальше, лопаем клубнику. Заправка, опять надпись KONTO, плачу с кредитки в долг. Проговариваем место желаемой ночевки, вносим данные в навигацию. Едем дальше. Звонки из офиса, на туристическую сим карту бесплатно. Платит звонящий. Теперь звонки обходятся моему офису в 10 центов. Перепады пошли побольше, достигая от 400-600 метров. Приходится переключать коробку автомат в положение D3. Наконец добрались до города Jevnaker, место планируемой ночевки первого дня. Лишний раз убеждаемся, планируемая скорость передвижения на маршруте и фактическая отличаются. Останавливаемся у магазина COOP ( аналог нашей пятерочки), покупаем овощи и курицу гриль. Отъезжаем 5 км и останавливаемся пообедать на берегу фьорда. Выносим стол из каравана, немного вина (полицию за предыдущие дни не встретили), кура гриль, овощи, переходим к водным процедурам. Пока мыли посуду и убирали шезлонги, набежала туча. Пошел дождь, а за ним град.Включаем отопление. Под мерную дробь градинок по крыше засыпаю. Просыпаюсь, жена сопит на плече, Валера с Наташей уснули на кухне. Бужу путешественников. Дорога скользкая, но ехать можно. Выдвигаемся по дороге 245, через 20 км поворачиваем на 47, потом на 184, спускаемся на Е16. Едем вдоль берега горной реки. Солнечный день, температура + 25. Отпуск. На навигации конечной точкой стоит город Flam. Останавливаемся заправиться. Показываю Валере маршрут нашего движения на экране монитора. Мат. Оказывается Валера, планировал маршрут до Flam по другой дороге. Разворачиваемся. 20 километров обратно. В городе Fagernes сворачиваем с Е16 на 51 дорогу, очень крутой спуск, приходится спускаться на первой скорости и ручнике. Дополнительный вес каравана в 1300 кг, сказывается как во время подъемов по горным серпантинам, так и во время спусков по ним. Gol- небольшой город. Продолжаем ехать по 7 дороге. Ущелье, вокруг красота. Обгоняет Валера, включает аварийную сигнализацию. Останавливаемся. Валера говорит, если мы не заночуем именно здесь, он мне этого никогда не простит. Показываю ему экран монитора, говорю- через 5 км будет более красивое место. Для тех, кто пользуется навигацией- понятно о чем я говорю. Трогаемся. Место парковки на ночь, уникальное. Выше по течению в 50 метрах, река широкая, а напротив нас сужение. Эффект водопада, приятный гул воды. Достаем вино. Решено ужинать, между протоками, на бесчисленное множество которых разделилась река. Каменные ванны, нет кроме шуток, сотня каменных ванн выточенных руслом реки во время весенних паводков. За день камни нагреваются, получаются теплые ванны заполняемые проточной водой. Температура,которой нагревается до + 20 к вечеру. Такого в моей жизни, за долгие годы путешествий еще не было. Норвегия, не перестает удивлять. Валера разбирает палатку, мы включаем свет в караване, лежим читаем книги. Через час мы спали как младенцы.

4 день

Как вы думаете, что я сделал первым делом, после того как поцеловал жену? Пошел принимать каменную ванну. Лежу, покуриваю. Наслаждаюсь видом гор. Вдруг прямо передо мной вырастает голая норвежка. Абсолютно голая, я как-то боязливо заерзал в своей ванночке. А она мне на чистом английском ( которого я не понимаю), начинает объяснять, активно жестикулируя, что гораздо интереснее нырять в горную реку( бррр) и проплывая по течению (весьма сильному) метров 100 выходить из воды. Это наверное такая норвежская забава. Я не рискнул повторить за ней этот трюк. Она гордо повиливая бедрами удалилась. Завтрак. Фотографии на память. Трогаемся дальше. Поворачиваем на 50 дорогу. Слева видны снежные шапки вершин. Пасмурно. Температура снижается до +16. Пошли горные пейзажи. Где то здесь у нас намечен двухдневный трекинг. Смотрим навигацию. Сверяемся с Lonely Planet, читаем. До нужного места 5-10 км, едем потихоньку, 60 км/ч. Валера паркуется, я за ним. В паркинге еще пять или шесть немецких автодомов. Пенсионеры наслаждаются видом гор и воздухом, потягивая вино в шезлонгах. Подбиваю Валеру, взять ноутбук с навигацией к нему в машину, оставить жен, и проехать 2 км. Судя по навигации, от дороги уходит какой-то туннель в горы, сворачиваем направо. Поднимаемся  метров 100. Перед туннелем знак- тупик. Мы на джипе RAV 4.  Решаем –включить полный привод и потихоньку на 1 скорости въезжаем в темноту. Уклон градусов 12 или 14, ползем потихоньку. Отворот на право. Сворачиваем. Тупик. Сдаем назад. Продолжаем подниматься. Видны чьи-то задние габариты. Уже веселее. Еще через 5 мин виден дневной свет. Выезжаем, дорога идет дальше, по навигации еще 2 км. Едем. Пока мы не уперлись в гигантскую плотину высотой 200 метров и шириной 1 км, я так и не понял что это такое. Бросаем машину, взбираемся наверх. Я как поехал во вьетнамках, так и пошел в них. Гигантская плотина на высоте 2500 метров над уровнем море. Идем к машинам, виднеющимся в далеке. Пытаемся у норвегов на русском языке узнать, клюет рыба или нет. Говорят, вроде клюет. Жены без нас уже 40 мин, говорю Валере. Пора возвращаться. Спускаемся. Вижу цветы. Валера! без цветов, нам не простят такой демарш. Идем за букетами. Сердца жен при виде цветов растаяли. Пересаживаюсь за руль своей машины. Опять едем к туннелю. Полный привод, если бы не он, вряд ли бы нам удалось поднять кемпер по туннелю на такую высоту. Жены целуют нас. В глазах восторг. Выбираем место стоянки. Валера с Наташей едут к плотине, у них трекинг. Мы садимся обедать. Теперь можно и коньячку, сегодня за руль больше ни-ни.
Через пару часов вернулись друзья. Пообедали. Принялись устанавливать палатку. Кругом горные речки, в поле видимости два красивых водопада. Идем на рыбалку. Рыба сегодня не клевала. Алкоголь + горный воздух быстро уговорили нас сесть за ужин, который затянулся до позднего вечера. Обсуждали горы Норвегии. Ложимся спать +5, пришлось включать обогрев в караване на ночь.

5 день
Если вы думаете, что отправляясь в отпуск с инструктором по альпинизму, что удастся отсидеться в шезлонгах,-вы ошибаетесь. В 8 утра мы стояли соответствующим образом экипированные на тропе, уходящей в горы. Нас обогнала семья, отец с двумя сыновьями, и каково же было наше удивление, когда мы обнаружили их высоко в горах. Как вы думаете, что они делали? Ловили форель сетями. Наивные русские парни, мы думали, что нам  удастся поймать на спининг! Местные  уже давно выловили всю рыбу сетями.Ха-ха!! Счет 23-0. В пользу норвежской семьи. Пошел дождь, мы начали спускаться. Вы когда-нибудь жили в облаке? Если вы ответили отрицательно,- вам пора в Норвегию. Видимость 20 метров. Хорошо у нас был с собой GPS фирмы Garmin. Караван мы обнаружили на том же месте, где и оставили с утра. Бензогенератор, бутылка коньяка, прочий скарб путешественника, все стояло на своих местах. Коммунизм. Квартиры можно не запирать. Горячий чай на кухне каравана, дождь за окном. Собираемся. На все про все, уходит 30 мин. Начинаем спуск по туннелю, метод уже опробован. Первая скорость и ручник, скорость 5-10 км/ч, быстрее-опасно. Едем к  городу Flam. Вид из окна,- Новая Зеландия. Не верите?-съездите и посмотрите. Дорога номер 50. Начинается спуск. В принципе я уже ездил в горах, но…. Чтобы задымились передние колодки легкового автомобиля,- такое впервые. Спуск на второй скорости и ручнике, привел к тому что задымились колодки. Переключаюсь на первую скорость и продолжаю спускаться на ручнике, запах в салоне не из приятных. Сзади потихоньку собралась целая колонна машин, но никто не сигналит, не моргает светом. Все спускаются потихоньку. Внизу бирюзового цвета вода фьорда. Рай. Подъезжаю к парому. Идем смотреть расписание. Из Flam в Kaupanger паром не ходит. Вот это новость. Смотрим на навигацию, действительно только прогулочные катера. Приходится ехать до Gudvangen . Паром через час. Встречаем русский туристический автобус, говорит, что русских машин на этой дороге он видел мало. Уточняем у него план нашего путешествия, он рекомендует пару мест, заезжать в которые мы не планировали. Соглашаемся с ним. Меняем маршрут движения на ноутбуке. Благодарим. Заезжаем на паром. В принципе, в Норвегии и Швеции свои денежные единицы,- кроны. Рассчитаться евро- не везде возможно. За паром платим пластиковой картой. 50% места на пароме занято домами на колесах, 50 % машины местных жителей. Путешественников на легковых машинах- не много. В кафе к нам подсаживается пара пенсионеров из Германии, они 30 лет ежегодно в Норвегию ездят. Жена выспрашивает о красивых местах, они так же на ломанном английском отвечают. Говорят у нас очень красиво разрисован караван, целый час общения о караванинге в Европе. А ведь им 65 лет. Обалдеть можно. Вид за окном парома просто потрясающий, если бы еще было солнечно!
Kaupanger . 5 минут и каждый разъезжается по своим маршрутам. Темнеет. Проезжаем 30 км. Встаем на парковку. Час езды вокруг озера, в результате место оказалось не очень. Мы остановились в темном лесу. Но сил уже нет. Ужинаем и ложимся спать. Наташа очень не довольна выбранным местом. Уходит спать расстроенная. А нам с Ирой, все хорошо. Спим в караване. Печку не включали.

6 день
Утро начинается с радостного известия,-на улице солнечно! Завтрак в стиле караванеров- шезлонги, столик с отделкой под старину, заварной кофе, планы на сегодняшний день. От бумажных карт мы отвыкли еще в прошлом году, при восхождении на Монт Блан, на столе стоит ноутбук с включенной навигацией. Сегодня нам предстоит целый день ехать по одной из самых красивых дорог. Это я об окружающих видах. Трогаемся. Проезжаем 10 км, лезем купаться в фьорд, вода соленоватая, бирьзовая, прямо как в Ницце. Напротив, в 200 метрах высокий, метров 400 водопад. Освежившись начинаем подниматься по 55 дороге. Первый раз в жизни вижу знак ограничивающий длину автомобиля – 12 метров. Это ровно столько сколько наша машина и караван. В подъем ползем на 1 скорости, на 2 машина с коробкой автоматом и двухлитровым двигателем ехать отказывается,-кипит. Приходится периодически включать печку. На улице +20 градусов. В течении 30 минут непрерывного штурма подъема, мы доезжаем до большого количества запаркованных машин, смотровая площадка, многие караванеры вынесли шезлонги,- загорают. Развешиваем промокшие вчера во время трекинга вещи. Отцепляем караван. И на двух машинах уезжаем по дороге 302. Валера выбирает место парковки для удобного старта. 3 день трекинга. Мы с Ирой  решили проехать дальше, больно красивой показалась нам эта дорога на экране ноутбука. Через 5 километров КПП. Ни фига себе. Рыжая до безобразия Норвежка, за 75 норвежских крон, пропускает нас подняв шлагбаум. Асфальт на высоте 2000 метров такой, как будто мы едем на дачу к премьер министру. С права и слева небольшие ледники. Мы едем по горному плато. Растительности нет, начинается спуск. Водопадов вокруг, больше 10. У места слияния 3 водопадов, в тихой, бирюзово-зеленой лагуне, решаем искупаться. Температура воды максимум +5. Бодряк. Солнечные лучи прилипают, как …………. . Лежим загораем……… Запах багульника. Шум водопадов. Заснули. Просыпаемся уже в тени, прошло 2 часа, хочется кушать. Возвращаемся на парковку, где простились с Валерой. Друзья еще не вернулись с гор, а пора бы уже. Начинаем готовить рыбу на гриле. Спустились ребята. Захлебываясь рассказываем друг другу о впечатлениях за последние 2 часа. Отдохнули. Возвращаемся за караваном, подцепляемся. Выезжаем на 55 дорогу. Подъем продолжается. Еще 30 мин на первой скорости.  Мы на верхней точке плато. Высота 2200. Смотрю на экран монитора, высота горы, которой мы любуемся  2469 м. От дороги до ледника 30 минут пешком. У любого проезжающего мимо есть возможность сходить к нему. Останавливаются пофотографироваться: немцы, французы, датчане. Кого только нет в Норвегии. Короткая фотосессия. Выбираем предварительное место ночевки, рядом с Lom. Валера уезжает вперед, выбрать место для ночлега. А мы начинаем потихоньку спускаться с плато вниз. Еще один огромный ледник справа. Горное озеро, возле которого расположилось около 50 караванеров. Не зря все таки Норвегия считается самой красивой страной Европы!!! Через 30 мин звонок Валеры. Диктует координаты места стоянки. Заношу в ноутбук и через 20 мин мы на берегу широкой горной реки, рядом деревня Anstad. Красивый закат. Вино. Копченая рыба. И вот тут первый раз за все время поездки я воспользовался термобельем. В час ночи расходимся по «домам». Мы в караван,-друзья в палатку. Засыпаем быстро, потому что много было приключений. Такое ощущение, что в отпуске уже месяц. Картинки меняются как в кино.

7 день
На сегодня запланирован самый интересный участок дороги. Дорога троллей, номер 63.
Яркий солнечный день. Валера, подустав ездить за мной все эти дни со скорость. 60 км/час, уезжает вперед. Да и ладно. Навигация все равно у нас. Дорога номер 15 медленно начинает подниматься вверх. Горная река, вдоль которой мы едем появляется, то с права, то слева. Отражаемые лучи солнца создают непередаваемую цветовую гамму, меняющуюся каждую минуту. Шум воды на перекатах. На развилке дорог 15 и 63 стоит машина Валеры. Он засомневался куда ехать, сворачиваем на 63 дорогу, ледник слева, масса парковок вдоль дороги, для туристов,решивших перекусить или остаться ночевать. Дорога делает крутой поворот, начинается спуск, внизу в глубоком ущелье виден фьорд. Хорошо, что сегодня солнечно. Ира от страха закрывает глаза и вжимается в сиденье автомобиля. Четыре дня езды по горным серпантинам, не убедили ее в достаточном количестве водительских навыков у меня. Спускаюсь потихоньку, тормозя двигателем и ручником. Останавливаемся на смотровой площадке. Боже мой! Это то место, которое присутствует на всех буклетах о Норвегии. Мы стоим на краю обрыва. Внизу, прямо под нами, красивейший узкий фьорд. Всю ширину которого занимает огромный океанский лайнер. Красоту и ощущения увиденного, я пожалуй не смогу передать словами. Сюда надо обязательно приехать и на все это посмотреть самому. Здесь же находится та скала, сев на край которой, вы можете болтать ногами над пропастью, глубиной метров 500. Естественно именно туда я и пошел фотографироваться, под охи и ахи прочих туристов.
Спускаемся на машинах к лайнеру, по дороге едет такое количество экскурсионных автобусов, что после 20, я плюнул считать. Проезжаем мимо лайнера. Он точно такой же по размеру, как паром, на котором мы плыли из Хельсинки до Стокгольма. Начинается подъем по не менее крутому серпантину, нежели тот по которому мы спускались. Первая скорость! Представляете 10 км изнуряющего подъема со скоростью 20 км/ч? Слава богу он закончился. К слову надо сказать, что тактика езды по серпантину такова. Когда вы поднимаясь, подъезжаете к месту поворота с караваном, вам  надо выехать на полосу встречного движения, соответственно те кто спускаются-притормаживают, давая вам повернуть. Главное, не забывайте благодарить водителей, взмахом руки и улыбкой.
Труднее всего это маневр удается, если вам на встречу спускается туристический автобус. Приходится сигналить. Этот спуск к фьорду и такой крутой подъем мы посчитали дорогой троллей. Как мы ошибались. А пока, доехав до города Eidsdal, мы решили перед посадкой на очередной паром посмотреть навигацию. Не обратив внимание на то, что 63 дорога продолжается, уходя на север, повернуть на запад и поехать в Alesund. Покушать морепродукты, походить по барам и ресторанчикам. Каково же было наше удивление, когда мы выгрузились с парома, прочитать надпись на дорожном указателе «дорога троллей». Стрелка указывала на север. Морепродукты, о которых мы уже размечтались, были обнаружены в ближайшем городке Valldal. Цена на большого краба 200 рублей/килограмм, свежии мидии 120 рублей за кило. Крабов купили, мидии были выловлены в 100 метрах от входа в магазин возле местной нырялки. На сбор трех килограммов крупных мидий ушло 15 минут. Накупавшись, наша компания двинулась дальше.Остановились на обед у горной реки. Сварили мидии, вкус,-вам не передать. Ничего общего с замороженными и пролежавшими на складах полгода.  Едем, стоит толпа машин всяких разных. Останавливаемя. Идем на смотровую площадку. Жены удивленно глядя на нас спрашивают.
- Мы будем спускаться по этой дороге?
-Да!
-Да вы посмотрите на ширину этой дороги?!
-Все будет хорошо!
-Да где же хорошо?, вон автобус на серпантине поворачивает. Так он передним бампером задевает стену, а задний свисает над пропастью.
-Не переживайте, мы не на автобусе.
Трогаемся. Вниз на первой скорости и ручнике.10 км/час, быстрее страшно. У Иры такое выражение лица…. , на встречу поднимается туристический автобус. От стены каравана до скалы 10 см, край автобуса над пропастью, хорошо мы не были в этом автобусе. Этот разъезд на горной дороге я запомню  на всю жизнь. Пофотографировались на фоне водопада и дороги троллей. Решили добраться до берега моря и заночевать на берегу. Дорога Е136, 64, проехали Molde, 64 дорога, 663. Свернув на 664 дорогу стали присматривать местечко, через 15 минут оно было найдено. Туман. Мошкара.
-Где наше средство от комаров?
-Поищи в караване!
Сидим, едим, приходят местные жители. Семья. Маме 80, сыну 60 и его жене 55. Общаемся о местных достопремечательностях. Полезная информация была добыта в обмен на 200 грамм виски, развязавших язык норвежцу. Довольные ложимся спать. Основная цель путешествия,- дорога Троллей достигнута, теперь можно путешествовать не спеша.




8 день
Проснувшись, узнаю новость, у Валеры на работе какие-то неприятности, требующие его личного присутствия.
Перед отъездом идем купаться на море. Отлив. Осматриваю водоросли. Они напоминают мне те, что я видел в Японии. Из них готовят мисо суп. Беру ножницы, кастрюлька для эксперементов над желудком наполнена. Ставлю варится. Жены резвятся на мелководье, бегая как маленькие дети. Пробую воду на вкус. Очень соленая. Ей конечно тяжело соперничать с водой из мертвого моря в Иордании, но концентрация соли все равно большая. Мисо суп готов. Никто кроме меня не отваживается испробовать мой кулинарный шедевр, а зря. Он такой же по вкусу как сваренные водоросли в японском ресторане, ну может быть только чуть чуть пожеще. Начинаем собирать вещи. Валера с Наташей, выписав номера дорог и городов отправляются к дому. Билеты на паром остаются у меня. Они решили ехать через Trondheim до Sundsval, потом добраться до парома в Umea, переплыть в Финляндию на пароме до города Vaasa, а оттуда до границы два или три часа езды.
Через полчаса после прощания и поцелуев мы тоже выезжаем на дорогу. Наличных денег нет, а нам сегодня они понадобятся, для оплаты паромов и мостов с туннелями. Говоря о наличных, я имел ввиду кроны. Останавливаемся у банка для обмена евро на кроны. Стоимость операции 25 крон. Получилось 2% от суммы обмена. Более-менее терпимо. Выезжаем на трансантлантичекую дорогу, еще одну туристическую достопримечательность Норвегии. Мы планировали ее посещение, больно красивыми выгледят фотографии в рекламных буклетах. Рыбаков, бросивших свои дома на колесах в паркингах,- море. Достаю спиннинг, присоединяюсь к ним. Если вы рыбак ,вы меня поймете, а вот моя жена не рыбак. Через 30 минут капания на мозг, он расплавился. «Сматываю удочки», эх,- в следующий раз я в Мариинском театре такой вынос мозга организую. Меня уговаривают отметиться в ресторане. На пути Kristiansund. Очередная переправа на пароме. Хотел поподробнее рассказать как она происходит. Вы едите по дороге, пока не упираетесь в хвост живой очереди. По мере того, как она продвигается во время погрузки, вы въезжаете на палубу. Сотрудник на палубе показывает ваш ряд, для центровки парома. Закрывается помост по которому вы въезжали. Подходит контролер, измеряет взглядом вашу длину, показывает вам, если вы не говорите сумму. Рассчитываетесь и получаете чек. Кредиткой платить удобнее всего. Переплываете. Причаливаете, но уже другой стороной, так чтобы вам не надо было разворачиваться на палубе для съезда. Опускается помост. Съезжаете на дорогу и продолжаете путь. Все просто как дважды два.
Город небольшой, но в нем есть какая то изюминка, находим рыбный ресторан - путем опроса местных жителей. Лучший в городе. Я так и не понял, за что мне пришлось заплатить 75 евро. Без шебутного Валеры как-то скучновато. Сытые и довольные вернулись за отцепленным караваном на стоянку. У путешествий с караваном есть изюминка. Доехал до города, на первой понравившейся улице отцепил караван, отметил это место на навигации. И едешь обследовать город и его окрестности. Потом возвращаешься за караваном. Удобно.
В Норвегии, помимо паромов и мостов над бесчисленным количеством рек и фьордов, есть еще и туннели. Нырнул в туннель под фьордом, через несколько минут выныриваешь с той стороны. Сегодня нам первый раз было суждено увидеть пункт оплаты за проезд под фьордом. Норвегии тоже не дураки. Платные дороги в Италии и во Франции не дают спокойно дорожной службе взирать на такое количество бесплатно разъезжающих по дорогам машин. Процедура оплаты, не сложная. Подъезжаешь к окошечку, оператор называет тебе сумму, для слабослышащих, на табло высвечиваются цифры. Этот туннель, если ехать от Kristiansund по 70 дороге за деревушкой Tangen. Всетаки мне нравится больше путешествовать в горной местности. А если помимо гор, есть еще и фьорды, то удовольствие от такого путешествия получаешь вдвойне. К слову надо сказать, чем фьорд в моем представлении отличается от горного озера, например от Байкала. Вокруг точно такие же как и на Байкале высокие горы, только вода соленая. Мне кажется что за счет такой концентрации соли, солнечные лучи преломляясь и отражаясь в воде дают такой бирюзовый окрас. Блаженство. Начинаем не спеша подбирать место ночевки. Едем по горному ущелью. Справа и слева высокие горы с которых спускается большое количество водопадов. У подножия одного из них мы и остановились. Чуть ниже нашей лужайки бежит речка. Вода прозрачная как из крана у меня на кухне. В общем водой, красивым пейзажем мы были обеспечены. Я даже спустился к реке позабрасывать спиннинг. Рыбы не поймал, но замерз, специальные высокие резиновые сапоги я забыл взять из дома. Ужин при свечах. Запускаем бензогенератор. Ира садится читать книгу, а я за компьютер писать рассказ о нашей поездке. Каждый день происходит столько интересного, что если не записывать, то много маленьких приятных нюансов можно подзабыть. Бутылочка ликера Бейлис на двоих. Ну, вы меня понимаете…… мы уснули.

9 день
Сегодня у нас праздник, Валера нас не будил в 9 утра. Посему, мы только с третьей попытки вылезли из под одеяла. Решено, 2 часа будем загорать. Подъехали местные жители, спустились к реке на рыбалку, и каково же мое удивление, когда они поднявшись с уловом к машине, подошли к ящику отдаленно напоминающему почтовый и записали в тетрадь вес своего улова. Когда они уехали, я просмотрел эти записи. Журналу было 3 года. В него, с завидным постоянством, почти каждый день вносились записи. Как ни странно , но все они были сделаны разным подчерком. Коммунизм, да и только. Не верите? Могу дать адресок.
Ира загорала, я занимался по хозяйству. Набрал воды из ручья у водопада, покоптил рыбу на ужин, дозаправил бензогенератор, по мелочи набежало много всего. Выехали мы с места ночевки в полдень. Два часа движения по дороге номер 70, и мы добрались до Oppdal. Оказалось это крупный горнолыжный центр. Купили крабов, поменяли деньги, но в отличии от предыдущего раза с нас взяли не 25, а 75 норвежских крон. 5 банок пива. Обидно. Заправились в долг на заправке. В отличии от Швеции в Норвегии снимают 10 кронн за заправку в долг, а не 1. Покупка подарков и сувениров родственникам и друзьям. Желудок запросил удовлетворения. Посмотрели на навигацию и решили обедать в национальном заповеднике Dovrefjell-Sunndalsfjella Nasj Park. Если я вам скажу, что встретил медведя, это будет не правда, но всяких зайцев, ежиков, птиц из под колес вылетало и выскакивало много. На обед был шашлык из баранины. Решили отцепить караван и поехать по окресностям. Через 15 мин поездки по лесной дороге, нас остановила надпись, «въезд запрещен». Рядом стояло большое количество машин, но в наши планы прогулка пешком, сегодня не входила. Разворачиваемся и едем за караваном. Продолжаем путешествие. Теперь уже файл навигации называется «дорога домой». Едем по Е6. Поворачиваем на 29 дорогу. По планам Валеры сдесь мы должны были два дня заниматься трекингом. Но горы здесь не высокие. Они видны в правом, пассажирском окне. Но наш маршрут не к ним.
Смотрю на навигацию, надо сворачивать на дорогу без номера. Начинается грунтовка. Очень крутой подъем, судя по навигации мы поднимаемся к горному озеру. Из окна машины видны грибы. Как только дорога пошла ровнее начинаем останавливаться у каждого гриба. Скоро пакет был полным. Выбираем место. Паркуемся. Прибегают местные и говорят, что это пляж и стоять здесь нельзя. Едем вокруг озера, в поисках места парковки. Получилось 20 км. Но мы ничуть не пожалели. Место оказалось очень романтичным. Рядом стоих Pick Up немцев с желым отсеком, но пробраться по песчаному пляжу поближе к ним я не рискнул. Побоялся, что застряну на песке с караваном. Решили не эксперементировать и парковаться в том месте, где можно развернуться и выпустить лапы прицепа. К слову сказать, для разворота и парковки с прицепом нужен участок 10х10 меиров.
Одеваемся потеплее. Приступаем к ужину. По меню сегодня крабы. Крабы и коньяк XO , как оказалось это лучше чем вобла и пиво. Сегодня мы на песке, и первый раз за все время путешествия разводим открытый огонь. Дров на берегу много. Тепло. Ложимся спать с включенным обогревателем.



10 день
Утром пожарили грибы, собранные вчера. Позавтракали, искупались, выезжаем с места ночевки. Как я вчера умудрился запарковаться на этом пяточке? Прошу Иру последить за моими маневрами во время выезда из паркинга. В штатные зеркала джипа не очень хотоший обзор. Скрежет сломанного сука. Небольшая царапина на борту каравана. Эхххх. Могло быть и хуже. Правило. Просите последить за маневрами женщину,- подробно инструктируйте обо всех возможных ньансах и методах предупреждения об опасности. При длинне автопоезда, машина и караван, более 12 метров, услышать, что говорит вам помошник не всегда возможно.
Проезжаем еще один национальный парк. Дорога номер 3, затем 30 у деревни Tolga поворачиваем на 26 дорогу. Каково же было мое удивление, когда я увидел на дороге живого оленя?! Остановился сфотографировать, из окон проезжающих машин раздаются радостные возгласы. Проезжаю километр- еще олени. Много оленей. Целое стадо 100 или больше особей неспеша переходит дорогу. Поворачиваю за ними на проселочную дорогу. Теперь количество снимков переваливает за 100. Пытаемся кормить с руки сухариками и … бананами! Представляете себе травоядного оленя, любимим лакомством которого является мох, жующим банан. Ира неприклонна, пока они не начнут есть банан, мы не тронемся! Спускается еще несколько машин, все выходят фотографировать столь большое стадо. Видимо такое, даже по местным меркам происходит не часто. Банан проигнорировали все члены стада. Зато количество интересных фотографий приблизилось к 200. Олени уходят в лес напуганные радостными возгласами детишек, выпрыгнувших из очередной машины. Мы трогаемся дальше.Поворачиваем на 218 дорогу. Пересекаем границу Норвегии и Швеции, это заметно лишь потому, что дорожные знаки поменяли окраску фона с белого на желтый теперь почти до самого Стокгольма мы будем ехать по дороге номер 70. Остановились на обед на берегу одного из многочисленных озер. Пожаренные утром грибы, пришлись как нельзя кстати. Жара +28. Решили позагарать 2 часа.
Такого количества оборудованных домиков-навесов для рыбаков, мы еще не встречали. Если у кого-то возникнет желание насладиться рыбалкой в Швеции,- рекомендую город Idre. Не доезжая до города Asen мы остановились на берегу прекрастного озера. Запах хвойного леса, навеял воспоминания из детства. Решено было ночевать здесь. Знак запрещающий начевку для кемперов был проигнорирован. Больно он смахивал на самостоятельно установленный, жителями местной комунны. Если у нас в стране при въезде в Рязанскую область весит вывеска, «Рязанская область», то по Норвежским или Шведским меркам, надпись гласила бы следущее «Рязанская коммуна». А че? Вроде неплохое сочетание получилось,а?
Остатки коньяка XO, купленные еще в дьюти фри на пароме, добавили ярких красок в картину впечатлений вечернего время провождения. А купленная на заправке сигара, довела эти ощущения до максимума. Поиск грибов в таком состоянии,- это высший пилотаж. Естественно мы ничего не нашли.

11 день

Солнечное утро, снимаю велосипеды с задней стенки каравана. Вся процедура занимает от силы минут 5. Едем исследовать окрестности озера. Оказывается, что парусник видневшийся вчера на горизонте, был плодом воображения. Это оказалась плотина. Мычты,- какие то металлические трубы и каркас. Пора идти к глазному. Стоянка, которую мы выбрали вчера, была одной из лучших. Возвращаемся, Ира идет загорать, а я собираю мелкие камешки на берегу в пластиковую канистру. Пусть они мне напоминают на даче об этом месте.
Выезжая со стоянки мимо сосен, опять не рассчитал радиус выноса каравана. Нет на этот раз, борт я не поцарапал. Я погнул переднее колесо своему велосипеду, который я подвесил на его законное место 5 минут назад. До конца отпуска больше не покатаюсь. Еще одна неприятность подстеригала меня в этот день. Было лень парковаться и я настраивал навигацию на ходу, в какой-то момент, караван правым боротом слегка чиркнул о защитное ограждение. Остановился посмотреть, вроде не очень заметно. Повезло.
Едем по дороге, а на встречу огромные американские автомобили 60х годов выпуска с караванами. Красивые, хромированные, блестят. Стал за ними «гоняться», сфотографировать. Целый час гонок, машины от 30 до 80х годов.
Заехал на заправку, у кафе стоит еще около 10 раритетных машин. Достал фотоаппарат. Фотографирую. Подходят хозяева, на ломанном английском изъясняюсь с ними. Оказывается ежегодно на 31 неделе, происходит слет владельцев этих машин со всей Скандинавии в городе Rattvik. Так что любители раритетных машин имейте это введу.
Запах пшеницы и ржи из открытого окна. Музыка. Заезжаем на деревенский пляж. Деревенский,- понятие относительное. У нас в России такой пляж можно найти, только на территории какого нибудь дорогого отеля на берегу Черного моря. Искупались, пообедали, едем дальше. Сегодня нам надо добраться до Стокгольма.
Еще через 3 часа мы въезжаем в город Стокгольм. Навигация указывает направления движения. Движение в Стокгольме пожалуй самое оживленное по сравнению с другими столицами скандинавских стран. Заезжаем в кемпинг посреди города.
-Haw math?
-25 евро.
Мы уезжаем ночевать в порт к причалу с яхтами. Там те же условия, только платить не надо. Останавливаемся возле красивой черной яхты. Крик чаек. Садимся ужинать. Я включил генератор подзарядить: фотоаппарат, видеокамеру, мобильные телефоны, ноутбук. На палубу яхты, выходит в домашнем халате, недовольно озираясь китаец.
Делаю вид, что его не замечаю. Через час вся техника заряжена глушу генератор и мы идем ложиться спать. На завтра запланирована обзорная экскурсия по городу.

12 день
Эккурсия по Стокгольму
Посадка на  деньпаром бабок не вернули
Едем как две девочки
Утром, после плотного завтрака, отцепив караван, уезжаем прогуляться по городу. Пожалуй Стокгольм мне понравился. Красивый исторический центр, каналы, дворцы, соборы, музеи. Без шопинга естественно не обошлось. Поставили машину на платный паркинг. За 3 часа 15 евро. Ни хрена себе! Возвращаемся в порт за караваном, обедаем и встаем в очередь на посадку. Подъезжаем к окошку. Говорим , что наши друзья уехали раньше, просим нам вернуть деньги. Кивает головой выписывает какую-то бумагу. Говорит в Петербурге вам вернут. Не верьте шведам. Надо было бы пойти в офис, но при нашем слабом знаний английского, объсниться с ними мы бы не смогли. Валерины 150 евро, были кем то благополучно пропиты из руководства Сильвия лайн. Садимся на паром, у нас одна каюта. Перепроверяю, я теперь Юрцева Наташа. Кто бы мог подумать!
Вечерний променад по верхней палубе парома, ужин в рыбном ресторане омарами и лобстерами. Просматриваем фотографии. Засыпаем.

13 день
Супер суп
Таможня росийская
Прибытие по расписанию. Проспали. Выходим на палубу с автомобилями. Наш караван и машина,- единственные действующие лица. Стронно, но никто из служащих не высказал слова упрека. Выезжем с чрева парома на территорию порта, полицейский на выезде в город провожает нас скучающим взглядом. Любимая навигация, и тут жена вспоминает….., что отпуск будет не полноценным, если мы не поедим особого супчика в кафешке на территории центрального рынка. Естественно я повернул туда. Если вы думаете, что ели суп вкуснее?,- вы ошибаетесь. Рекомендую.
Выехать из города в котором я уже бывал раз 20 не составило труда. Трасса Е18 и мы через 2 часа на границе. Таможенники обоих государств отнеслись к путешественникам благосклонно. Очереди были не очень большими. 2 часа на прохождение границы -это прекрасный результат. К 16 или 17 часам мы стояли под дверью любимой квартиры. Теперь я точно знаю, в какой стране мира я буду ежегодно проводить часть отпуска,-в Норвегии.

реклама промодерирована



  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых