Турфирму тоже можно послать по миру


    Конец курортного сезона совпадает с пиком другого сезона - судебного. Адвокаты уже давно заметили: жалобы на турфирмы носят именно сезонный характер: первые обиженные появляются летом и нескончаемым потоком идут примерно полгода - до декабря. Пик их, повторяю, приходится на август - сентябрь, хотя редкие птички залетают и зимой. (Интересно, что подавляющее число недовольных - гости солнечной Антальи. Не потому, что там хуже, напротив: турецкие курорты славятся комфортом и отличным сервисом. Просто никуда больше российские люди в таком количестве не ездят...)

    По данным юридической консультации "Адвокат потребителя", при Конфедерации обществ потребителей СНГ (КОНФОП), в прошлом году число клиентов, обиженных турфирмами и обратившихся за квалифицированной помощью, достигло 500. В этом году их пока несколько меньше, хотя говорить рано - сезон не закончен. В любом случае возможное сокращение числа жалоб связано не с повышением уровня туристического бизнеса в стране, а с несовершенством судебной системы, когда между победным финишем (вынесением положительного решения по делу) и награждением победителя (получением денег) проходит не меньше полугода.

    На практике все выглядит так:

    - клиент обращается к адвокату в августе;

    - и без того перегруженный суд рассматривает дело в лучшем случае ближе к зиме;

    - все зависит от расторопности судебного исполнителя, но, как правило, деньги к обманутому клиенту приходят не раньше следующего сезона. Если это происходит месяца через два-три, можно считать, что ему несказанно повезло.

    Если вам присудили моральный ущерб, а сама фирма, пока вы барахтались в суде, никуда не исчезла и остается платежеспособной, то до вас дойдут вполне приличные деньги. Но стоит ли тратить время и нервы, если шансы на победу минимальны?

    В "Адвокате потребителя" уверены: стоит. Во-первых, создается прецедент, дело получает огласку, а фирма - соответствующую антирекламу; в следующий раз неповадно будет клиента надувать. Клиентам тоже урок: в другой раз будете внимательно смотреть, что подписываете.

    Будете настаивать на включение в договор необходимых, с вашей точки зрения, пунктов. (В скобках замечу, что сейчас дотошный клиент, скрупулезно изучающий при покупке тура буклеты и образцы договора и ваучера, часто вызывает у менеджеров фирмы презрительную усмешку. А невинная - и вполне законная! - просьба показать лицензию воспринимается в некоторых фирмах чуть ли не как личное оскорбление. Но мы отвлеклись.)

    Будете впредь, уже по прибытии на курорт, заметив несоответствие уровня сервиса обещанному вам в России, немедленно требовать подтверждающий документ. Года два назад любой отель без лишних разговоров давал нужную справку, но теперь и в Хургаде, и в Анталье редкий менеджер гостиницы добровольно признается, что звезд у них всего две, а никак не обещанные "три-супер". Прежде всего потому, что - и это надо раз и навсегда усвоить - юридически для принимающей стороны клиентом являетесь не вы, а российская фирма. В угоду ей в Египте с готовностью обзовут сарай без кондиционера, удачно сфотографированный для каталога, пятизвездочным суперотелем и глазом не моргнут.

    Если справку в отеле вам получить не удается (при возможности ее хорошо бы заверить на месте, в российском консульстве страны пребывания), имейте в виду, что в этом случае для суда пригодятся зафиксированные свидетельские показания других туристов - соседей по несчастью, записанные непременно на месте, а не по прибытии в Москву, и заверенные сопровождающим, который, если вы путешествуете в группе, должен быть обязательно. В общем, бороться можно - было бы желание.

    В любом случае перед покупкой тура, еще в России, попробуйте своими силами проверить репутацию туристического агентства и выясните номер его лицензии. Часто вновь созданные фирмы вместо того, чтобы зарабатывать собственное имя, прибегают к недобросовестной конкуренции, присваивая себе - целиком или частично - имя уже известной фирмы (патентование названия - дело долгое и часто неблагодарное: если в длинном имени турфирмы изменены пара букв или слово, не всякий обратит на это внимание).

    Если провинившаяся фирма сознает свою вину перед клиентом и заботится о репутации, вам нередко предлагают "мировую", не доводя дело до суда. Возможно, это лучший выход: суд принимает сторону клиента часто, но не всегда, и иногда деньги реально получить, только придя к обоюдному соглашению с фирмой.

    Типичный случай, когда суд не поможет: Елена Н., сагитированная приятельницей, отправляется в Париж исключительно ради потрясающей элитарной экскурсионной программы с каким-то необыкновенным гидом. Фирма искренне заверяет, что тур планируется именно с этим самым необыкновенным гидом. В Париже экскурсовода по причинам, возможно, от фирмы не зависящим, неожиданно заменяют, экскурсии получаются скомканными и неинтересными, и лучше бы их совсем не было. По возвращении в Москву оскорбленная туристка бежит к обидчикам. Перед ней извиняются, предлагают возместить часть стоимости поездки и организовать новый тур с тем самым экскурсоводом, обещая значительную скидку. Это при том, что суда им бояться было нечего - ведь имя экскурсовода в договоре не указали. Но этой фирме доброе имя оказалось дороже денег.

    А вот вариант именно для суда. Клиент платит $5.000 за роскошный недельный отдых на четверых в Испании. Номер подразумевается двухуровневый, отель - пять звезд, бассейн, корты, сауна... Недоверчивому господину предъявляют факс, якобы полученный только что из роскошного отеля: номер забронирован. Успокоенное семейство прилетает на место, а там... Крохотная гостиница, пляжа собственного нет, двухместный номер с еще двумя дополнительными раскладушками, ни малейшего намека на басейн или сауну. И все вытекающие отсюда последствия. В роскошном отеле, где семейство намеревалось провести недельку-другую, ничего об их прибытии не слышали, да и номеров свободных в "красный" сезон не бывает.

    Или - фирма отправляет клиента на Средиземноморье за очень приличную сумму и обещает в обмен на нее четырехзвездочный отель в уютном безлюдном местечке, собственный пляж и еще массу всяческих благ. Пообещать-то, как выяснилось, можно что угодно. Тихое место оказалось центром города, отель - трехзвездочным, пляж при нем отсутствовал, и загорать приходилось на городском и за собственные деньги.

    Вариантов нарушений туристическими компаниями своих обязательств - навалом. Много случаев, когда не проводятся заранее запланированные и даже обозначенные в договоре экскурсии, особенно если доплачивать за них надо по прибытии на место. Туристу вежливо дают понять, что желающих лицезреть древний Коринф или прелести Вероны на целый автобус никак не набрать, а потому посмотреть все это придется ему в гордом одиночестве и совершенно самостоятельно. Или - цена тура, которая может варьироваться в немыслимых пределах, в зависимости от того, кто его продает - туроператор или турагент. (О разнице между этими понятиями можно подробно прочитать в "i" 30(139) от 7 августа 1996 г., с. 24). Разница доходит до 50% и имеет место на курортах как дальнего, так и ближнего зарубежья. А выясняется это пренеприятное обстоятельство, к сожалению, уже на месте - "роскошная" поездка в Крым, за которую заплачено было 2.800.000 руб., стоила соседу по номеру 1.700.000, и сервис оказался тот еще.

    А сколько проблем с авиакомпаниями, особенно с чартерными рейсами! В принципе надо быть готовыми к тому, что полет может задержаться на несколько часов - на то он и чартер, вины турагентства тут нет. Но все хорошо в разумных пределах. Клиентка одной московской фирмы недавно в течение трех суток не могла улететь из все той же Антальи. В первый раз, добравшись вовремя до аэропорта, она обнаружила, что самолет улетел. Днем позже она снова опоздала на тот же рейс, приехав к самолету часа за четыре до вылета. Впереди были выходные, надо было еще две ночи где-то ночевать, а в понедельник - снова в аэропорт, но уже к пяти утра... Она, конечно, улетела, но вот те, кто приехал к своему рейсу именно в понедельник, опять-таки опоздали - машина, забитая до отказа, взяла курс на Москву на четыре часа раньше собственного расписания.

    Может просто не оказаться места в самолете, следующем, допустим, из Рима, и это невзирая на то, что билет на рейс, пусть и чартерный, в кармане, а агентство, организовавшее тур, божилось, что все будет в порядке.

    Что же тут поделаешь, если пассажиров оказалось на четыре человека больше, чем надо - на всех рассчитано не было. Дело для суда абсолютно чистое, с одной только оговоркой - непременно сохраняйте все

    авиабилеты - и проигнорированные авиакомпанией, и приобретенные по необходимости за собственные деньги. Как, впрочем, и любые квитанции и счета за каждую услугу, оплаченную из вашего собственного кармана.

    Отдельный вид туристического бизнеса - "таймшер". Наверняка к каждому из вас хоть раз в каком-нибудь супермаркете или на Новом Арбате подходил милый молодой человек и вручал красочный лотерейный билет, а позже по телефону сообщал, что вы выиграли тур в Испанию или Майами, а может быть, ужин в ресторане - вариантов множество. (см. материал "Ой, Вань, гляди, какие клоуны..." в прошлом номере "i"). Надо лишь явиться на презентацию, и выигрыш - ваш. Поначалу все покупаются. На презентации идет мощная психологическая обработка, и к концу второго часа вы всерьез подумываете, а не прикупить ли вам апартаменты в каком-нибудь клубе на одном из известных курортов. Вас убеждают, что это будет именно покупка, и что раз в году в течение 30 (вариант: 60) лет вы сможете нежиться под южным солнышком, воспользовавшись услугами одной из распространенных клубных систем - ну, скажем, "RCI". Наименее закаленные подписывают так называемый "договор о покупке", вносят залог, а наутро хватаются за голову и бегут к юристу - пытаться вернуть уже внесенные деньги. В договоре отдельным пунктом всегда оговорено, что залог ни при каких условиях не возвращается и подписанное соглашение не может быть аннулировано. Забегая вперед, должна вас успокоить - договор подобный фактически является "договором-поручением", а никак не "договором о купле-продаже", а потому по российским законам автоматически теряет силу по первому требованию поручителя. И любой суд обяжет компанию, проводящую презентацию, залог вернуть. Другой вопрос, насколько это реально в действительности. Это как с туристическими фирмами - если компания не исчезнет, если деньги у нее будут. Действуют они по принципу "пирамиды" и фактически существуют исключительно на внесенные залоги - ведь случаев выплат клиентами всей суммы полностью практически нет, и урвать стараются хоть сколько. Если год-два назад сумма залога исчислялась полутора-двумя тысячами долларов, то нынче иногда довольствуются сотней долларов, на которую обдуренные клиенты просто плюют и в суд из-за такой суммы не обращаются.

    Что же касается собственно туристических клубов, то в мире они действительно распространены и популярны, а представительство той самой знаменитой "RCI" с некоторых пор работает в Москве, и оплатить апартаменты в этой системе можно без помощи посреднических организаций и, соответственно, без лишних накруток.

    КОНФОП СНГ: (095)298 4885; 298 4965.

    Ирина МАК
    18.09.1996

    Источник: iностранец

    Смотрите также:

    Новости

    16.02.18 В этом году курортного сбора в Крыму не будет
    Золотое кольцо России стало шире
    06.02.18 В Москве пройдет туристическая выставка MITT-2018
    29.01.18 Бесплатный прокат нужных вещей для туристов появился в Сеуле
    19.01.18 В Финляндии подорожала рыбалка
    Франция - самая популярная у туристов страна мира
    18.01.18 Греческий остров ограничивает поток гостей
    16.01.18 В Москве открылся консульский центр США, но пока туда не попасть
    29.12.17 Виза в Руанду - в аэропорту прилета
    В новогодние праздники для туристов будет действовать "горячая линия"
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]