Что упало, то пропало, или таймшер по-русски


    Таймшер - изобретение не отечественное и далеко не новое. Смысл его в том, что человек, приобретая апартаменты в том или ином клубе на неделю-две в году, фактически оказывается хозяином недвижимости, разделенной во времени между разными владельцами. Он становится членом элитарного клуба, куда, как он надеется, не попадают люди случайные. В течение оплаченного срока никто другой не может вселиться в принадлежащий ему номер. И есть гарантия, что в соседней комнате не поселится ливанский террорист. За то, собственно, деньги и платятся.

    В странах, законы уважающих, таймшерная деятельность регламентируется. Первый законодательный акт по этому поводу был подписан Ее Величеством королевой Елизаветой II 16 марта 1992 года. За Великобританией последовали Соединенные Штаты, Франция, Германия и прочие законопослушные государства. Там таймшер - категория правовая.

    У нас пока нет. В недрах Госкомитета по туризму и Думы только зреет закон о таймшерах. Варианта два: попытаться регламентировать подобную деятельность или, если не получится, запретить. Поскольку надеяться на разборчивость, разумность и юридическую подкованность россиян не приходится.

    Большинство таймшерных компаний, действующих в России, зарегистрированы как туристические фирмы, но часто не имеют лицензии на ведение туристической деятельности. Напрямую они с клубными отелями не связаны: тут вклинивается западная компания, зарегистрированная в какой-нибудь офшорной зоне, на Маврикии или на острове Мэн, и ассоциация, объединяющая клубы (у нас действуют RCI и CSV, имеющие представительства в Москве). Числом посредников определяется и цена таймшера.

    Сценарий, по которому происходит обработка клиента, до абсурда прост. Вас в людном месте - у метро или в большом магазине - подстерегает милая девушка или симпатичный юноша с пачкой анкет в папке. Вы отвечаете на вопросы, оставляете свои координаты, чтобы поучаствовать в розыгрыше гипотетической лотереи, а в обмен получаете красочную открытку. И забываете об этом до следующей недели, пока у вас дома не раздастся телефонный звонок, и приятный - или не очень - голос сообщит вам о том, что вы - именно вы, а не кто-то другой! - оказались счастливчиком, выигравшим приз. И вас настойчиво пригласят на презентацию - за призом. Почему-то обязательно с женой (мужем).

    Приз действительно существует и выдается всем, пришедшим на презентацию, но не надейтесь получить что-то полезное в хозяйстве: пригласили-то вас не за этим, а чтобы вы таймшер купили. Чаще всего приз представляет собой ваучер на двоих на проживание в отеле в Калифорнии или на Майорке. При этом перелет и питание вам придется оплатить из своего кармана, а отель окажется хижиной, пристроенной к общественному туалету (не аллегорическое сравнение, а конкретный факт). Чтобы вы - не улетать же обратно - за свои деньги сняли номер в ближайшем отеле, который с готовностью выплатит таймшерной компании комиссионные.

    Но вернемся к презентации. В аккуратненьком, только после евроремонта, интерьере собираются семейные пары, к каждой приставляют менеджера, и начинается агитка. Вкрадчивые голоса, восторженно-истеричный ведущий, видеофильм с пальмами и томными барышнями, кофе, шампанское... Как-то сама собой в руке появится ручка, а на столе - текст договора, согласно которому вы раз в год становитесь собственником дивной "студии" на берегу океана. Подмахнете - не заметите. Назавтра побежите требовать деньги назад - передумали, дескать, - а вам в ответ: не отдадим.

    Тут бы и оглянуться на Запад. В Англии, например, потребитель, внесший задаток за таймшер, имеет право в течение 14 дней потребовать возврата денег без указания причин. В США - в течение 8 дней. У нас - что упало, то пропало. Комичность ситуации в том, что в тексте типового договора чаще всего указано, что стороны, подписавшие документ, должны подчиняться исключительной юрисдикции судов Гибралтара. Или Ямайки. Но стороны-то обе российские.

    Упоминание о юридической подчиненности - как правило, единственный конкретный пункт в документе. Вся информация о приобретении заключена в словах "красная неделя в апартаментах типа Т1". А дальше клиенту устно рассказывают, что такое "красная" и с чем едят "Т1". Приложений с описанием продаваемого продукта, обязательных по российским законам, нет: про что не написано, за то не отвечаешь.

    Допустим, вы задаток требовать назад не собираетесь, на сомнительность договора внимания не обратили и отправились-таки на курорт в свои апартаменты. Клуб действительно будет роскошный, но номер запросто могут дать не тот, что вам принадлежит, а просто свободный. А за все удовольствия, кроме разве что бассейна, придется доплатить: в договоре-то ни о чем таком не сказано.

    В отличие от вашего соседа по отелю - англичанина или француза, который уж если что купит, так наверняка настоит на включении в перечень услуг сауны, теннисного корта, площадки для гольфа. Мало того, вы еще выясните случайно, если по-иностранному понимаете, что вашему новому знакомому его "недвижимость" обошлась вдвое, а то и втрое дешевле.

    Классический пример. Клиент жалуется на некую фирму, продававшую сертификаты на апартаменты (документы на право владения) в испанский клуб Marina. Испанцы отказались подтвердить адвокату стоимость сертификата - $10.600. И правильно, потому что стоит он $4.000. Остальные $6.000 затерялись где-то на острове Мэн. Против фирмы возбуждено уголовное дело, поскольку попутно выяснилось, что она еще и нигде не зарегистрирована.

    Или еще лучше: девять россиян приехали в Испанию в "собственные" номера, пожили пару дней, а им и говорят: "Собирайтесь, господа, и переезжайте в другой отель". А другой отель не достроен, и ничего там не работает. Теперь судятся. Один клиент судится прямо в Испании. Заплатил за номер $10.000, а сумма иска в испанском суде составляет $50.000, в соответствии с западными стандартами. Причем предварительное решение уже вынесено, и несколько номеров в отеле опечатано.

    Вам на презентации попытаются изобразить покупку апартаментов выгодной сделкой. Не верьте. Помимо того, что вы должны оплатить сертификат, каждый год с вас будут требовать регистрационные сборы - от $200 до $400 в год. Учтите: таймшер - товар неликвидный. Вы можете, воспользовавшись услугами ассоциации, например, RCI, только обменять его: неделю на Лазурном берегу на неделю в Калифорнии, Ямайку - на Италию. Продать же таймшер практически невозможно.

    Вас все это не останавливает? ОХkey, отправляйтесь на презентацию. Проверьте наличие у фирмы, вас пригласившей, лицензии на туристическую деятельность, а также сертификата качества и безопасности на продаваемый продукт. Если у вас заваляются в кармане $$500-1.000, вносите задаток и подписывайте свой договор. Требуйте, чтобы он был максимально информативен. И еще проверьте, соответствует ли название фирмы, продающей сертификат, написанному на ее печати в договоре - бывает, они не совпадают.

    Если повод для жалобы все-таки появился - смело обращайтесь в адвокатскую контору. Грамотно составленная жалоба, скорее всего, вынудит таймшерную компанию отдать деньги - светиться в суде никому неохота, тем более что не каждый побежит назавтра к адвокату и станет качать права. Так что компания все равно в выигрыше останется.

    Можно довести дело до суда, но тут случаются неожиданности. Например, они готовы вернуть, но не все - за вычетом аренды помещения и стоимости кофе с шампанским. Отдельные клиенты соглашаются, вспомнив про синицу. А зря - имеют право на всю сумму. Или фирма обанкротилась. На счету - ни копейки, имущества - никакого. И требовать не с кого.

    Иногда даже лучше, когда фирма-ответчик исчезает, а потом возрождается под новым названием. Тогда к суду можно привлечь владельца - уже по уголовной статье, за мошенничество, а тот будет отвечать по всей строгости собственным имуществом. Если владельца найдут. И если его имущество записано на него, а не на, скажем, тещу.

    Хотя по мне, лучше со всем этим просто не связываться. Хочется в клуб - купите тур в любой клубный отель, благо это реально. Отдыхать по высшему разряду, среди респектабельной публики, в самом деле здорово. Но именно отдыхать, а не вступать в имущественные отношения. На отдыхе это неприятно, а главное - бесполезно.

    Статья подготовлена при содействии Юридическо-консультационной фирмы "Интерлекс"

    Ирина МАК
    19.09.1997

    Источник: iностранец

    Смотрите также:

    Новости

    17.10.17 Во Флоренции запретят покупать товары с рук
    16.10.17 Бэнкси открывает сувенирный магазин в Палестине
    13.10.17 Дресс-код в дни кремации короля Таиланда распространится и на туристов
    10.10.17 На популярных пляжах Таиланда запретили курить
    03.10.17 Штраф за электронную сигарету во Франции - 150 евро
    Ростуризм призывает к осторожности в Лас-Вегасе
    28.09.17 Собираясь в Таиланд, оставьте вейп дома
    26.09.17 МИД РФ просит российских туристов быть осторожнее на Бали
    19.09.17 Штат Гоа продолжает борьбу с алкоголем
    15.09.17 Власти Флоренции объявили войну проституткам и их клиентам
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]