Невыносимая легкость круизного бытия


    Одно только звучание слова "круиз" вызывает в воображении человека такую картину: ослепительно белый лайнер, величественные просторы океанов и морей, дивные страны и острова... Да и сама жизнь на корабле - этакое воплощение представлений о сладости буржуазного бытия. Вы заселяетесь в роскошный пятизвездный отель, подобный суперсовременным гостиницам на курортах мирового уровня, и он, сверкая улицами палуб с их магазинами и бутиками, барами и ресторанами, величественно движется, рассекая морские волны, унося вас на другой край света.

    Вообще-то, эту мечту придумали британцы (компания P & O, существующая и поныне) еще в середине ХIХ века, но почти столетие она была не слишком привлекательной для отдыхающих. Оно и понятно: чопорность и скованность, царящие на судне (пароходные правила запрещали выходить на палубу в одной рубашке, без пиджака и бабочки, являться к обеду или ужину не в черном парадном фраке, занимать любое кресло на палубе - каждое из них было закреплено за определенным пассажиром), жуткая летняя духота в каютах, не имеющих вентиляции (снаружи окон и иллюминаторов устанавливали специальные парусиновые уловители ветра)... Кстати, чисто круизных судов тогда не существовало: более половины пассажиров кораблей составляли люди, желающие морским путем добраться до того или иного города.

    В 50-х годах прошлого столетия американцы мечту позолотили - вот тогда-то и начался бум круизного туризма, который и по сей день никак не спадет. Если в начале 80?х в путешествия по воде пускались около 1,5 млн. туристов в год, то к концу ушедшего века их число достигло почти 8 млн. Сегодня число круизеров составляет уже более 10 млн. человек, а количество морских круизных маршрутов с каждым годом увеличивается и достигает уже нескольких сотен, не считая речные и озерные направления. В России круизный вид отдыха еще только набирает силу. По оценкам ведущих экспертов отечественного круизного рынка, реальное число путешествующих по морям и океанам не более 4-5 тыс. туристов в год. И немудрено - в нашей стране круизы всегда считались элитным видом отдыха.

    До последнего времени под круизом понимали круговое путешествие по воде: откуда отплыл, туда и приплыл. Сегодня круизом считают любое путешествие, вояж, турне по морю, океану, реке или озеру. Итак, поехали.

    Думается, первый вопрос, который возникнет у читателя, такой: а почему, собственно, я должен выбрать круиз? Конечно, если вам по душе спокойный и некантовочный отдых в одной гостинице, одной стране, то о круизе забудьте. То же касается людей, жаждущих шумно, бурно, с неуемными ночными застольями провести свой отпуск: царящая на судне сдержанность, несуетливость и даже некоторая чопорность вам вряд ли понравятся. Но если вам не терпится за один раз побывать в нескольких странах и при этом вы не хотите обременять себя переездами, упаковкой-распаковкой чемоданов, не желаете платить лишние деньги за сомнительное удовольствие перелетов и передвижений на поезде, кочевок по гостиницам, то лучшего варианта, чем круиз, вы не найдете. Причем морское странствие всегда окутано неким романтическим флером. Будоражит воображение одно то, что ты засыпаешь, к примеру, в Венеции, а просыпаешься в Римини.

    Чего стоят виды с корабля, ведь на суше редко можно обнаружить такую точку, с которой бы город был виден весь как на ладони! А прибрежные скалы с их дикой причудливой растительностью... А неведомые острова, проплывающие мимо, - так и подмывает плюнуть на свою суетную жизнь и провести там остаток жизни.

    О круизах во всем мире сложилось мнение, будто это отдых "толстых". И хотя такая точка зрения не совсем соответствует действительности, тем не менее к подобному времяпровождению все относятся с придыханием: "о-о-о!.." Например, одному моему московскому приятелю без разговоров дали повторную американскую визу, узнав, что, будучи в первый раз в США, он совершил круиз Майами - Багамские острова - Майами. Данный факт сочли вполне достаточным основанием для того, чтобы подтвердить финансовую состоятельность путешественника. Кстати, и эксперты российского круизного рынка в России утверждают, что отдых на кораблях сегодня - удел обеспеченных людей. Круизы класса люкс - практически единственно востребованные туры такого типа на нашем круизном рынке. Менеджер одной из московских круизных турфирм с гордостью рассказывал, как его клиент, пожелавший купить круиз с восточного побережья Америки, только на одни авиабилеты для своего многочисленного семейства (чтобы добраться до места начала круиза) выложил 50 тыс. баксов. Конечно, существуют и бедные круизы, например наши, отечественные. В них есть своеобразная эстетика туристической девственности и своеобразная колоритность.

    Круизы - вполне подходящий выбор для одиночек, поскольку новые знакомства в атмосфере созерцательности и корабельного единения завести проще простого. На некоторых маршрутах устраивают даже специальные вечеринки для одиноких людей, где туристы знакомятся и беззаботно проводят время. Более того, персонал корабля помогает путешественникам найти партнера по картам или для танца.

    Одинокие персоны не самая большая часть отдыхающих на корабле. А если всей семьей, с детьми? Давайте сначала рассмотрим материальную сторону вопроса. Круиз - дело выгодное: многие компании предоставляют большие скидки на детей до 18 лет, если они будут жить в каюте вместе с двумя взрослыми, оплатившими полную стоимость круиза, а на некоторых судах дети до двух лет вообще путешествуют бесплатно. Круизные компании разработали развлекательные программы для ребятишек самых разных возрастных групп. Малышня находится на корабле под присмотром воспитателей. Если вашим отпрыскам хочется плавать - они плавают, хочется носиться в спортивном зале или на поле для мини-футбола - пожалуйста. Про кино, компьютеры и приключенческие игры на многочисленных палубах корабля и говорить нечего.

    Короче, специально подготовленная профессиональная команда воспитателей и аниматоров будет развлекать и тешить ваших оболтусов на протяжении всего дня, а на некоторых маршрутах обеспечит присмотр за ними и ночью.

    Возникает естественный вопрос: что собой представляет круизная публика? Общая черта круизеров - их материальная состоятельность. Средний возраст - 45-50 лет. Основная часть отдыхающих плавучим способом - семейные пары с детьми и без них. Так что каких?нибудь жигало или проституток вы здесь вряд ли встретите. Круизные эксперты утверждают, что представители названных категорий граждан пробовали использовать корабли для своей работы, но возвращались после путешествий совершенно разочарованными.

    Проблема кислого отношения россиян к круизному отдыху заключается в том, что большинство наших соотечественников имеют смутное представление о морских путешествиях. И поэтому они не могут оценить тот факт, что круизный туризм дает возможность увидеть весь мир (иногда даже за один раз, если отправиться в кругосветку). Люди ничего не знают об удобстве, комфортности и безопасности круизов. А уж про распространенное среди нас мнение, что этот тип отдыха бешено дорогой, и упоминать не стоит. А между тем назвать заоблачной минимальную сумму в 500 долл. (экономичный круиз), 2 тыс. долл. (премиум-круиз) или 3 тыс. долл. (люкс-круиз) за морское путешествие (простите, более демократичных цен в круизном деле не бывает) в свете всех означенных выше и ниже прелестей его язык не повернется.

    Понятно, что Москва хоть и порт пяти морей, но, скажем, в Латинскую Америку по воде из нее не попадешь. Поэтому, чтобы совершить круиз, положим, по Средиземноморью или Французской Полинезии, надо сначала по воздуху добраться до Генуи, например, или чилийской столицы Сантьяго, то есть до пункта отправления корабля (в этом также одна из причин низкой популярности данного вида отдыха среди россиян). Вылетать самолетом к месту начала круиза надо загодя - за один-два дня до старта: морскому лайнеру в отличие от воздушного никакие погодные условия (если это не шторм в 10-12 баллов) не помешают минута в минуту отправиться в путь. Учтите: корабль никого не ждет - таковы суровые морские правила.

    Что касается длительности круиза (если она волнует вас больше всего), то здесь вы полный хозяин: вправе выбрать трехдневное плавание (но тогда, например, круиз Австралия - Новая Зеландия явно не для вас), а можете пуститься в трехмесячную кругосветку.

    Вот основные, классические, морские круизы. Это и Средиземноморье с выходами в Генуе, Неаполе, Мессине, на Сицилии, в Бизерте (Тунис), Пальма-де-Мальорка и Марселе. Это и путешествие по Французской Полинезии, и плавание вокруг южной оконечности Латинской Америки, во время которого вы увидите чилийские Сантьяго, Пуэрто-Монт, ледники фьорда Сено-Йере и канала Бигл, Магелланов пролив, Огненную Землю, мыс Горн, Фолклендские острова, Аргентину и Уругвай. Это и Австралия с Новой Зеландией, не говоря уже о круизах на Карибы и Канарские острова.

    А вот основные, классические, речные круизы: по Дунаю (во время путешествия вы увидите самое большое количество стран - Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию и прочие чужие берега), Рейну (Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария) и, разумеется, по нашим родным Волге, Оби, Енисею и Лене. Так что выбирайте, куда больше влечет вас дух странствий.

    Круизы - такой отдых, который практически не знает никаких ограничений (потому-то он и дорогой). Выбрать корабль? Пожалуйста - от яхт длиной 20 метров и парусных белоснежных фрегатов до огромных лайнеров размером с три футбольных поля. Вы можете пуститься в плавание на корабле, рассчитанном всего на несколько десятков пассажиров, или на судне, вмещающем население маленького города - более 3 тыс. отдыхающих.

    На суперсовременных круизных лайнерах есть искусственные пляжи, дорожки для бегунов (порой длина кольца составляет свыше 300 метров) и роллеров (они проложены так, чтобы ни те ни другие отдыхающим не мешали), стены для скалолазания (до 70 метров высотой), променады под стеклянными колпаками, фитнес- и спортзалы, часовни для свадебных церемоний на верхней палубе, специальные смотровые площадки со стеклянным полом, чтобы наблюдать за управлением корабля. Да всего невозможно перечислить!

    Выбрать жанр круиза? Нет проблем! Это могут быть как круизы в традиционном понимании, так и в современном стиле - посвященные каким-нибудь темам, например классической музыке или джазу (что позволяет отдыхающим насладиться выступлениями живых оркестров на борту), работам художников эпохи Ренессанса (с лекциями в лучших музеях Италии), винам, кулинарным изыскам или кинематографу, восточной медицине или менеджменту и программированию (в двух последних случаях вам выдадут даже специальные международные дипломы). Пользуются популярностью исследовательские круизы или чисто экскурсионные, хороши даже просто путешествия вдоль островов, изюминка которых - купание на чудных безлюдных пляжах. Чему бы круиз ни был посвящен, комфортом и роскошью вы никогда не будете обделены.

    Вы привередливы в еде? Да ни одна еврейская мамочка не сможет угодить вам так, как способны это сделать на корабле: диета без соли, кошерная еда, блюда с пониженным содержанием холестерина и сахарозаменителями, вегетарианская пища и прочие кулинарные капризы - все будет по законам круизного жанра к вашим услугам. Однако при бронировании круиза желательно предупредить турфирму о своих гастрономических пристрастиях, чтобы она успела сделать заказ на закупку спецпродуктов для вас. Кстати, на многих круизных судах класса люкс работают повара с мировым именем.

    Не уверены в своем здоровье - вдруг в пути вас настигнет один из приступов хронической болезни или одолеет какая-нибудь неведомая хворь? Но и тогда нет особых причин для беспокойства. Каждый корабль (кроме маленьких экскурсионных, плавающих меньше суток) имеет штатных врачей. Ах да, морская болезнь - вечная страшилка для отправляющихся в морское путешествие. К сведению для всех безнадежно отставших в деле круизного отдыха: этой проблемы давно уже нет. Популярные маршруты пролегают в самых спокойных водах мира. Вдобавок стабилизаторы качки, установленные на современных кораблях, ежечасные отчеты о прогнозах погоды (они помогают своевременно изменить курс судна, если вдруг в пути вам станет угрожать какое?нибудь цунами), современные медицинские средства - все перечисленные меры в комплексе делают проблему морской болезни совсем не актуальной.

    И не забывайте: политика круизного отдыха - тотальный демократизм, если не считать, как мы говорили, стоимости такого путешествия (хотя, конечно, не учитывать ее мы не можем). Те, кто путешествовал по морям и рекам десять-пятнадцать лет назад, помнят, что туристу, живущему в дешевой каюте, нельзя было пообедать в ресторане (в столовой - пожалуйста), могли шугануть и из комнат отдыха с безмолвствующим роялем в углу, предназначенных для пассажиров первого класса. Сегодня любой круизер на любом судне вправе пользоваться, ничего не доплачивая, любым корабельным сервисом, даже если его каюта самая маленькая, самая нижняя (не пугайтесь, пассажирских кают ниже ватерлинии на круизных судах не бывает) и без окна.

    Кстати, о каютах. Возможности выбора здесь огромные: каюты с балконом, каюты с полным видом из окна или неполным (когда вид на море частично заслонен либо кормой аварийной шлюпки, либо какой-то технической частью корабля)... Не торопитесь брать дешевые комнаты - они расположены в средней части судна, между правым и левым бортами, и, следовательно, вообще не имеют окон. Их стоимость, как правило, процентов на 20-40 ниже, чем цена помещений с видом на море. Впрочем, дизайнеры такие каюты снабдили множеством зеркал, так что ощущения замкнутого пространства вы, пожалуй, не почувствуете, тем более что площадь апартаментов не будет меньше 15 квадратных метров. Важно ли, в какой части корабля находится каюта? Если речь идет о современном лайнере, то ни близость машинного отделения, ни запахи кухни вам не страшны.

    Если вы выбрали старое судно, скажем 1978 года выпуска, переделанное под круизное или модернизированное (неважно, финское оно или греческое), при покупке круиза в турфирме на упомянутые "прелести", разумеется, стоит обратить внимание: не дай бог, вам дадут каюту, в которой будет слышен ночной топот команды при швартовке или возбужденные голоса подвыпивших отдыхающих на палубе.

    Теперь давайте поговорим о высадках на берег. В день старта путешествия в каюте вы обнаружите специальную форму-заказ на береговые экскурсии. Желающие покидать судно должны заполнить заявку и сдать ее на специальную стойку Shore excursion, где можно получить информацию о предлагаемых экскурсиях в портах захода и приобрести на них билеты. Стоимость экскурсий не входит в цену путевки. Туристы, не пожелавшие совершать экскурсии, вправе самостоятельно распоряжаться своим временем в период пребывания корабля в порту: либо устроить себе индивидуальную прогулку (не загуляйте и не отстаньте от судна!), либо вообще остаться на палубе. В последнем случае вас в нужное время покормят, даже если у основной группы, сошедшей на берег, предусмотрен обед или ужин в каком-нибудь сухопутном ресторане.

    И еще. Выходить на берег вы будете без паспорта, поскольку свой главный документ вы в первый же день плавания сдадите администратору, дежурящему за стойкой регистрации, а вместо него вам выпишут индивидуальную карточку пассажира, которая станет для вас удостоверением личности на протяжении всего круиза. На нее принято записывать все ваши расходы на телефонные разговоры и выпивку (расчет - по окончании круиза), именно ее вы обязаны будете предоставить в порту остановки, если вдруг вас задержит полиция.

    Ну, кажется, уговорили: круиз - прелесть что такое! А какие вещи брать с собой? Да бросьте хлопотать. Возьмите то, что понадобится на обычном курорте. Днем на всех кораблях, даже самых шикарных, принята обычная одежда для отдыха, вечером в каждом круизе действуют свои правила. Значительное количество круизных компаний в последнее время стали практиковать более неформальный подход к организации торжественных мероприятий, что отразилось и на смягчении требований к внешнему виду круизеров. Но на некоторых кораблях парадная одежда доставляет удовольствие самим пассажирам, точнее снобской их части. Решайте сами, хватит ли у вас мужества выдержать недоуменные взгляды соседей на ваши светлые хлопчатобумажные брюки и футболку с нашлепкой "Ну, погоди!"

    Отдадим должное современному круизному отдыху как практически стерильному и безукоризненному в смысле сервиса и почтительности обслуживающего персонала. Известно, что дисциплина на корабле всегда строже, чем на суше, даже если это пятизвездный отель. Понятно, что за любое хамство, навязчивость по отношению к круизеру со стороны официанта, стюарда или дежурного офицера провинившийся будет немедленно уволен с работы.

    Все перечисленное звучит слишком прекрасно, чтобы быть похожим на правду, не так ли? Но, между прочим, отсутствие всяческих забот и тотальный покой благодаря усилиям всей команды, вплоть до последнего уборщика, - единственная жалоба, которую приходилось слышать организаторам круизов.

    Павел БЕЛЫХ
    21.02.2005

    Источник: Туризм и отдых

    Смотрите также:

    Новости

    18.01.18 Греческий остров ограничивает поток гостей
    04.12.17 Паромное сообщение между Черногорией и Италией вновь прервано
    02.06.17 Возобновлено морское сообщение между Сочи и Батуми
    24.04.17 Реки и каналы Санкт-Петербурга и Москвы закроют для движения на месяц
    Черногория возобновляет паромное сообщение с Италией
    07.04.17 Крым и Сочи свяжет круизный маршрут
    14.02.17 Дубай предлагает водные прогулки по новому каналу
    31.01.17 Между Таллином и Хельсинки пущен новейший скоростной паром
    06.12.16 В Санкт-Петербурге представлены новые круизы по Балтийскому морю
    15.11.16 Тайские курорты Паттайя и Хуахин соединит паром
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]