Автобусом по Европе


    У кого из нас не вздрагивает сердце, когда, раскрывая толстые журналы, в названии которых присутствует сладкое слово "отдых" или яркие пахнущие краской проспекты, мы встречаем предложения вроде такого: "Прага-Будапешт-Париж-Берлин-Дрезден-Амстердам - автобусный тур 10-12 дней". Первая мысль, приходящая в голову, - действительно, зачем ломать голову, выбирая, где с оптимальным сочетанием эстетики, комфорта и цены провести отпуск. Кажется, лучше потратиться один раз - и увидеть все прекрасные города Европы, чтобы не переживать, возвратившись домой, - "а может, надо было ехать в Париж, а не в Венецию?" Потом взгляд обращается к колонке "цены" - и выясняется, что на такое количество впечатлений в одном флаконе просто смешные цены, эквивалентные стоимости авиабилета туда и обратно при обычной поездке в одну страну. Плюсов уже достаточно, но все-таки хочется выяснить: насколько соответствуют автобусы понятию комфорта, и с какими трудностями связано путешествие на автобусах.

    Начнем с того, что долгожданный автобусный тур может вообще не состояться, если не наберется достаточное количество желающих. Вы все распланируете, запасетесь видеокамерой или фотоаппаратом, и будете долго-долго названивать в турфирму, с которой связались:а перед самыми рождественскими каникулами Вам сообщат, что тур отменяется. Справедливости ради надо отметить, что как раз на новогодние и на майские праздники у большинства турфирм проблем с набором людей не бывает. А вот в остальное время года это случай довольно распространенный. И придется носиться по магазинам горящих путевок, чтобы уехать хоть куда-нибудь.

    Трудность вторая, более значительная: а Вы хорошо себе представляете, что такое автобус и путешествие на нем? Ведь можно столкнуться с тем, чего Вы совсем не ожидали. Постараемся объяснить.

    1. Автобусы у фирм бывают свои и арендованные. За свои фирма, конечно, отвечает и старается, чтобы они выглядели прилично. Но заранее-то Вам неоткуда узнать, будет ли автобус свой или арендованный. И хотя по телефону во всех фирмах, куда я звонила с просьбой описать мне автобус, на котором я собираюсь отправиться в тур, мне отвечали "Еврокласс, новый, кофеварка, кипятильник, биотуалет для экстренных случаев", я на всякий случай переспрашивала: "А новый - это какого года?" В трубке слышалось недовольное сопение и мне отвечали: "Неужели Вы не понимаете, что старый просто не пройдет техосмотр!":Не знаю, не знаю - приходилось мне слышать от знакомых, что им подали автобус начала 80-х, дышащий на ладан. А если он часто ломается, то - как вы думаете, за счет чего компенсируется потраченное на ремонт время? - конечно, за счет экскурсий. Хорошо еще, если автобус сломался непосредственно в городе, и вам дадут возможность погулять по нему лишних три-четыре часа, а если на дороге - вы приедете в следующий город ночью, а утром - снова в путь.

    2. Плюс фактик, о котором в турфирмах не предупреждают: автобус на территории Европы имеет право передвигаться не более 15 часов в сутки. И если лимит времени даже не до конца исчерпан, водитель постарается "дотянуть" до того момента, когда ехать уже нельзя.

    3. К слову о водителях - это люди, играющее в судьбе туриста-автобусника чуть ли не решающую роль. Их ведь заранее не выбирают, и попасться вам с равной степенью вероятности могут как вежливые и воспитанные профессионалы, знающие свое дело и понимающие, что они обязаны отработать заплаченные вами деньги, так и бестолковые хамы, чьей основной целью будет показать вам, кто в автобусе хозяин. Принципиальная позиция такого хама проста: он хочет, отработав днем - то есть, покрутив баранку от одного города до другого, привезти вас в город не раньше 10-11 часов вечера, чтобы нельзя было никуда попасть, и завалиться спать в гостинице. Как можно умудриться приехать, например, в Амстердам в 16 часов дня, и ничего не увидеть? Да запросто - на подступах к городу ваш водитель будет долго искать в киосках карту (тем дольше, чем меньше он понимает на иностранных языках), а потом колесить по городу часа четыре в поисках гостиницы. Многим уже и не захочется никуда ходить - скорее бы поесть и добраться до кровати. Заезжая в город днем, такой шофер любит бросить фразу "да здесь-то и смотреть нечего - поедем в следующий", и вы поедете, потому что плохо осведомленная часть пассажиров ему поверит и решит, что уж ему-то лучше знать. Еще одна распространенная уловка - гостиница в пригороде, приехав в которую в 10 вечера, вы вряд ли самостоятельно доберетесь до центра города.

    4. Насколько вы физически готовы к долгим - порой ночным переездам на автобусе? Если вас легко укачивает, ни в коем случае не выбирайте такой вид туров. Если у вас склонность к простудам, проблемы с пищеварительной или мочеполовой системой - это не для вас. Остановки автобус будет делать не чаще, чем раз в 4 часа. Туалеты бывают и на улице или - например, в Польше, просто "санитарная остановка возле леска", а зимой это удовольствие сомнительное. Или представьте себе - лето, жара, все не отрываются от бутылок с минералкой, а биотуалет имеет очень маленькую емкость... Хуже всего, если его вообще не окажется. Причем опять же узнаете вы об этом слишком поздно. Ведь многие автобусные туры начинаются в Выборге, Калининграде, Минске, а не в Москве. Проведя ночь в поезде, вы попадаете в чужой город, а там какая-нибудь подстава (партнеры подвели, технические неполадки) - и вместо обещанного автобуса - другой, даже без туалета.

    5. Как у вас с иностранными языками и насколько вы приверженец организованных экскурсий? Вашим экскурсоводом-гидом в самом дорогом вашему сердцу городе, увидев который, вы готовы умереть спокойно, может оказаться и образованная коммуникабельная личность, и, мягко говоря, некомпетентный человек, который предоставит вас самим себе. Придется полагаться на себя и осматривать достопримечательности со всеми эксцессами и неудобствами, подстерегающими туристов-одиночек. Так, Париж останется в вашей памяти без Версаля, Берлин без Рейхстага и т.п.

    6. Зависимость от коллектива. Очень часто коллектив решает посмотреть не то, что хотелось бы вам. И пробыть больше времени не в том городе, где хотелось бы подольше остаться вам.

    Итак, несмотря на все это, вы, будучи физически здоровым человеком с крепкими нервами и горячим желанием посмотреть мир, собираетесь в автобусный тур. Тогда вам надо знать следующее:

    1.Автобусы: Они, как и отели, бывают различных категорий звездности.

    Самый низкий класс * - в такой автобус туристы попадают крайне редко, обычно в случае подставы, "транспортный" (ряды сидений расположены с интервалом 68 см, никакие элементы комфорта не предусмотрены - сюда можно отнести обычный Икарус). Почти то же самое ** - "стандартный", где интервал увеличен до 72 см. Скорее всего вы поедете на "туристическом" - это ***, ряды сидений с интервалом 77 см, на борту есть миникухня (кофеварка, минибар) и туалет, на автобусе класса "комфорт" (****, интервал между рядами 83 см, миникухня, туалет, кондиционер) или - что вряд ли- на автобусе класса "эксклюзивный" ***** - интервал 90 см, все как в **** плюс гардероб, наличие аудио- и видеоцентров, иногда с мобильным телефоном и полноразмерной кухней. Впрочем, все эти градации относительны: так, в трехзвездочном автобусе часто бывает телевизор, видеомагнитофон и кондиционер. Вместимость автобусов: широко распространены автобусы "Neoplan", в одноэтажных автобусах 49 мест, в двухэтажных - от 55 до 69, на первом этаже 12-16, на втором - 43-53 места.

    2.Места: Обычно в автобусе два этажа, из которых второй имеет, на мой взгляд, два плюса. Первый - водители обычно курят, хотя пассажиром это запрещено. Соответственно, люди, сидящие на первом вынуждены глотать дым, или открывать окна, а зимой открывать окна не хочется. На втором этаже вам это не грозит. Второе - по ночам сопровождающая и второй шофер развлекают разговорами и шуточками шофера за рулем, не давая ему уснуть. Заодно они не дают уснуть и пассажирам первого этажа. Если учесть, что сон в сидячем положении - явление труднодостижимое и хрупкое, пассажирам первого этажа обеспечены веселые ночные переезды. Плюсы второго этажа и есть минусы первого. Еще один минус первого - мало мест, удобных во всех отношениях. По понятным причинам, неудобно сидеть прямо за местами водителей и сопровождающей - придется слушать их незамысловатые беседы круглосуточно. Кроме того, есть места по обе стороны столиков - как в купе. Хорошо, если вы едете с компанией своих друзей, и все вы - люди малогабаритные. Если все это не так, коленками вы будете сталкиваться под столом, а визуально устанете от созерцания соседей напротив. Особенно, если напротив два знакомых друг с другом человека, которым есть о чем поговорить. Теперь что касается плюсов первого этажа. Народу меньше в два раза - нет ощущения казармы на колесиках. Легче решать проблему завтрака: пока со второго спускаются по лесенке, у вас уже кипяток. Зимой неприятно сидеть на местах возле выходов, особенно тем, кого раздражает, когда дует. И опять фактик, о котором сотрудники турфирм не всегда сообщают: не у всех кресел спинки в автобусе должны откидываться! Неудобство подстерегает тех, кто занимает места перед кофеваркой и в самом хвосте автобуса. Это и днем не радует, но особенно тяжело решить проблему сна пассажиров на таких местах. Поэтому заранее узнайте, сколько из имеющихся двух в ряду перед кофеваркой и пяти в хвосте, фирма намерена продать. Если фирма порядочная, то они оставят пассажирам неоткидывающихся кресел по одному свободному месту рядом, чтобы те могли выспаться.

    3.Выбор маршрута и граница: Избегайте маршрутов с большим числом ночных переездов. Кроме того, лучше выбирать автобусные туры, в программе которых две, от силы три страны, и на осмотр самых красивых городов отводится не 1, а 2 дня. Общение с пограничниками, таможенниками и т.п. состоится в зависимости от того, как вам повезет. Ваш автобус может пройти все досмотры за пару-тройку часов, а может застрять на все 15. Это тем более неприятно, когда погодные условия не располагают. Представьте себе - в дождь вас заставят выйти из автобуса и вытаскивать все свои вещи.

    4.Берем с собой: Взять с собой стоит, помимо предметов гигиены, книг и плеера, зимой - одеяло, а летом - газету, чтобы обмахиваться, и кусок прохладной ткани для обтирания лица, шеи, рук - кондиционер не всегда помогает, особенно, если это Испания или Италия в середине июля. Любитель автобусных туров Влад на своем специально посвященном этому виду отдыха сайте http://www.story-taller.narod.ru (где размещены его интересные впечатления и советы, а также материалы соответствующей конференции), рекомендует приобрести спиртовые салфетки, а для удобства во время сна - подушечку в виде большой подковки, т.к. она поддерживает голову. Лучше надувную - весит мало и места не занимает. Также он советует взять сосательные пастилки, леденцы и т.п., потому что из-за выхлопных газов и пыли часто першит в горле. Из технических средств Влад считает полезным захватить побольше аккумуляторов для видеокамеры: перезаряжать их в автобусе негде, а экскурсии часто начинаются до заезда в отель сразу по прибытии в город.

    5. Питание: Вопрос больной. Туры предусматривают только завтраки в отеле. На остановках по дороге походы пассажиров в кафе не предусмотрены - время дорого. В город вы частенько будете приезжать в 11 вечера, в ресторане отеля кормить ночью откажутся, а в большинстве европейских городов, кроме Парижа, в такое время почти все закрыто, и никто из сопровождающих не будет вам сообщать, где можно найти закусочную, работающую хотя бы до 24.00. Поэтому спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ваш обед в автобусе не должен ограничиваться только яблоком, бутербродом с предусмотрительно купленной колбасой и сыром и чаем из пакетиков. Возьмите супы, каши, может, даже подогреваемые консервы - кипяток есть, и вы сможете поесть горячей пищи. Особенно важно приобретать еду перед длинными перегонами. Причем захватите что-нибудь с собой из дома, как НЗ - никогда не помешает лишняя бутылка воды и плитка шоколада. Бывает так, что приехали в новую страну - а попадающиеся на пути обменники в этот день не работают. Или предстоит длиннющий перегон, на котором остановок с магазинами не будет. Не умирать же с голоду!

    Выбор посуды за вами: одноразовая - хрупкая и в условиях движения чревата неприятностями, зато можно выкидывать, а нормальную надо мыть. И помните, что переедать в автобусе опасно (про туалеты мы все рассказали выше).

    Выводы: Автобусные туры - вид отдыха, где очень многое зависит от субъективных факторов. Поэтому лучше обращаться в турфирму с проверенной вашими знакомыми хорошей репутацией. Кстати, на упомянутом сайте вы найдете "черный" и "белый" список турфирм, с которыми вышеупомянутому Владу приходилось иметь дело - написав ему, вы сможете связаться с минской турфирмой, где во время тура сотрудники разносили пассажирам чай и кофе (!!!!!!!!), а также узнать, как пассажирам действовать в случае подставы.

    Постарайтесь, учтя все советы, выбрать удобные с вашей точки зрения места и заранее обеспечить себе комфортное пребывание в автобусе. Очень многое зависит от личности шофера, сопровождающей и от гидов. С сопровождающей, наверное, можно познакомиться заранее - пообщайтесь с ней в Москве и сделайте выводы. Что касается ненадежности гидов: запаситесь самыми подробными справочниками о посещаемых городах и их музеях и достопримечательностях, а то уедете из Парижа без посещения Эйфелевой башни и Лувра (не выдумка - случалось!!!!!). Нет гарантии, что дискомфорт автобуса компенсируется комфортом отеля. Впечатления некоторых моих знакомых просто пугают. Понятно, что никто и не ждет люксов за такие скромные деньги, но отель в состоянии ремонта - это уже чересчур, как и полное наплевательство на оговоренные условия проживания - в двойном или тройном номере. Как получится, так и расселяют. Посмотреть крупный город с набором главных достопримечательностей можно не меньше чем за 1,5-2 дня. Если в программу входят несколько далеких друг от друга стран, в автобусе вы проведете больше времени, чем в этих странах. Поездка будет бессмысленной, так что выбирайте соответствующие маршруты с программами. Раз на раз не приходится, и даже после крупных обломов, люди почему-то снова и снова отправляются в автобусные туры. Значит, не все так бесперспективно в этом экономически выгодном виде путешествий?!

    Елена Шмелёва
    01.01.2001

    Источник: Паломник.Ру

    Смотрите также:

    Новости

    19.09.18 "Аэрофлот" и "Россия" станут чаще летать между Москвой и Петербургом
    18.09.18 Центр Парижа станет пешеходным на один день каждый месяц
    "Аэрофлот" будет чаще летать из Москвы в Волгоград
    "Азимут" вместо Омска полетит в Симферополь по 888 рублей
    17.09.18 "Аэрофлот" будет чаще летать из Москвы в Архангельск
    Авиабилеты за рубеж подешевеют
    Тарифы дня: Ростов - Тюмень у "Азимута" - 888 рублей, Краснодар - Ереван - 1215 рублей
    14.09.18 Alitalia сделала скидку на билеты в Европу
    Etihad Airways сделала скидку на билеты а Азию
    13.09.18 Nordwind Airlines будет летать из Москвы в Махачкалу
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]