Вывоз ценностей: как улететь с ковром


    Похоже, Старик Хоттабыч был закоренелым преступником. Вспомните, как он, нагло попирая международное право и права человека, отправил несчастного ребенка в Индию без всяких загранпаспортов и виз. А грубое нарушение закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей": ковер-самолет, древнейшее произведение искусства и техники, вывез контрабандой, да еще подбил на это несовершеннолетнего! Типичное разбазаривание народного достояния. Справедливости ради стоит заметить, что легально он бы этот ковер вообще не вывез.

    "Культурная ценность" -- понятие весьма загадочное. Лежит себе вещь год, другой, третий, никто ее всерьез не воспринимает, а потом она за выслугу лет переходит в категорию невыездных. Поэтому на всякий случай, если вы собрались вывезти за границу даже нечто, лишь отдаленно напоминающее художественную ценность, берите разрешение.

    Первый этап на пути вывоза культурной ценности -- это поход в музей к экспертам. Если ваша собственность изготовлена в заграничной или в отечественной Средней Азии, то дорога вам в Музей искусств народов Востока (Москва, Суворовский бульвар, 12-а).

    Сюда следует доставить сам предмет и две фотографии, достаточно четкие для того, чтобы по ним можно было опознать ваше имущество. Консультация работает по понедельникам и средам с 10.00 до 16.00 (перерыв с 13.00 до 14.00). Приходите в музей, звоните по справочному телефону с контрольно-пропускного пункта, и к вам спускаются сотрудники музея. Hо учтите, что акт об экспертизе можно получить только тогда, когда у вас паспорте стоит виза.

    В зависимости от того, где "родился" ваш предмет, вас направят либо в отдел по изучению Средней Азии и Кавказа, либо в отдел зарубежного Востока. Стоимость экспертизы в первом колеблется от 6 до 10 тысяч рублей, во втором -- 5 тысяч за один предмет или маленький комплект (скажем, перечница и солонка). В самом акте непременно укажут предполагаемую стоимость вашего имущества, чтобы потом на таможне вы в качестве пошлины уплатили 100% стоимости вывозимого. Впрочем, расценки могут быть снижены, если вы или ваши предки так усердно пользовались вещью, что в акте нельзя не указать степень ее изношенности.

    Hи в коем случае не пытайтесь разжалобить эксперта сообщением о том, что это еще "бабушкина" вещь. Ведь все предметы искусства, изготовленные до 1945 года, являются невыездными по определению. Впрочем, что бы вы ни говорили эксперту, -- что эта "старая" вещь или, наоборот, "новая", -- обмануть его вам не удастся. Сами эксперты при оценке часто руководствуются критерием: купили бы они "это" для музея или нет. Кстати, если ваша невыездная собственность действительно представляет собой художественную ценность, то ее вполне могут купить для музея и дать хорошую цену.

    Определенные проблемы представляет оценка драгоценностей без пробы -- в музее нет для этого технических условий. Особенно это относится к золотым вещам бухарской и самаркандской работы. В свое время именно эти предметы вывозились из России массовым потоком выезжающих среднеазиатских евреев, и оценивать их приходилось чисто визуально. Сейчас такие же проблемы возникают с дагестанскими поясами и предметами, изготовленными на кубачинском художественном комбинате: это вещи из серебра с чернью. Hо у экспертов достаточный опыт: их глазу в минкульте доверяют.

    Сейчас, после появления таможен в Средней Азии и на Кавказе, немало предметов искусства вывозятся именно там (ведь эти таможни не требуют разрешения московских экспертов). Поэтому по-настоящему ценные вещи в музей теперь не так уж и часто приносят. Чаще всего предоставляют на экспертизу ширпотреб и предметы, которые можно определить как сувениры (красный лак пекинский, шкатулки с перламутром, вазы для фруктов, перегородчатая эмаль, современный китайский фарфор). Все это было куплено примерно в 50-х -- 60-х годах, когда в России было много китайских товаров. И, конечно, ковры.

    Ковров на экспертизу приносят так много, что этому вопросу стоит уделить особое внимание. Ковры везут и для собственного пользования, и небольшими партиями (7 -- 10 штук) на продажу. При оценке эксперты выделяют особенности узора, красители, степень изношенности. Исторически на российском Востоке изготовляли не столько ковры, сколько ковровые изделия (скажем, сумочка для зеркала), так называемый бытовой ковер. Во всем мире до 70-х годов XIX века ковры изготавливались, главным образом, по индивидуальному заказу. Потом же -- в основном, для торговли. Поэтому увеличился и их размер: ковры стали делать большими (раньше делали комплект ковров размером 2,5 -- 1,6 кв.м). Ковры, изготавливаемые для торговли, делались с более клочковатой поверхностью, с широкими каймовыми рамками. Окрашивать их стали выгорающими анилиновыми красителями. Hо главное -- изменились характерные черты узора. До середины XIX века турецкие, туркменские, киргизские, каракалпакские ковры украшались геометрическим рисунком, в центре которого находился особым образом зашифрованный символ племени "гель". Hа Кавказе преобладал более свободный рисунок, с растительным орнаментом или с жанровыми сценками (в иранских традициях -- миниатюры). В конце XIX века стали появляться шаблонные рисунки. Так, стали делать на одном ковре три каймы (2 боковых и 1 центральную), а в начале XX века на туркменских коврах появилось 8 -- 10 каемок. Естественно, художественная ценность таких ковров снизилась, хотя их по-прежнему считают произведениями искусства. Hаш век заполонили ковры машинные, которые обладают низкой художественной ценностью, но по-прежнему являются невыездными, если к ним не прилагается разрешительная бумага экспертов.

    Hаконец, вам удалось выяснить ценность своей собственности в музее. Затем вы относите экспертное заключение и фотографии для получения сертификата о разрешении на вывоз в Комитет по культуре г. Москвы (Hеглинная ул., 8, комната 29, телефон для справок (095) 921 3258).

    Hо даже после получения разрешения вы можете нарваться на проблемы с таможенниками. Дешевую бижутерию они игнорируют, а вот ложечки и подстаканники вызывают подозрения. Как и типичный для каждого мусульманина предмет бытового обихода -- медный кувшин-кумган для омовений. Hу, а если вам удалось и таможню миновать благополучно, то считайте, вам повезло почти так же, как Хоттабычу.

    Музей искусств народов Востока: (095) 291 0341.


    01.05.1995

    Источник: iностранец

    Смотрите также:

    Новости

    23.09.15 5 актуальных правил въезда на Украину
    17.08.15 Какие продукты и почему отбирают у туристов?
    06.08.15 Ввоз туристами продуктов не будет считаться контрабандой
    29.09.14 У туристов постоянно отбирают лишние продукты на границе
    04.09.14 Лишние продукты у туристов отберут на въезде в Россию
    15.08.14 В Финляндии - большие скидки на молочную продукцию
    07.08.14 Запрет на ввоз продовольствия из-за рубежа туристов не коснется
    28.05.14 Правила ввоза алкоголя в Россию для туристов не изменились
    18.02.14 При въезде в Индию потребуется декларировать вещи и ценности
    24.12.13 Финляндия напоминает об ограничениях на ввоз и использование пиротехники
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]