Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форумы Travel.ru!

Планируете путешествие и возникли вопросы? Cмело создавайте новую тему в соответствующем разделе — Вам обязательно ответят!

 

Зарегистрируйтесь или войдите на форум, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям и публиковать сообщения без премодерации.


Фотография

Осторожно! Кидалово в Анапе!


В этой теме нет ответов

#1 Евгений

Евгений
  • Участник
  • 83 сообщений
  • ГородБарнаул
Регистрация: 16.04.05

Отправлено 28 August 2002 - 20:55

Собирается ли кто-нибудь этим (а равно и каким-нибудь другим) летом ехать на отдых и лечение в анапский санаторий? Если да, то прочтение этих заметок окажется для вас нелишним при выборе места отдыха. Итак,

"КУРОРТНЫЕ ЗАМЕТКИ" или "ОДИЧАВШИЙ КАПИТАЛИЗЬМ"

Этот отпуск мы планировали заранее и со вкусом. Пока наши заграничные паспорта испекались в недрах ОВиРа, я просеивал Интернет с полученным заданием: а) море, б) никакого мытья посуды и шинкования помидоров, в) лечебно-оздоровительные процедуры по профилю для каждого члена семьи. Постепенно выкристаллизовался визит в Албену, на Золотые Пески (все устраивало - и цены, и сервис в четырехзвездочном отеле, и наличие необходимого лечения). Но судьбе было угодно распорядиться несколько иначе - за неделю до старта мы с женой узнали об этом из уст ее начальника. Паспорта, как оказалось, были еще не готовы. Последовала небольшая кутерьма с приобретением билетов и с новыми поисками места отдыха. Решили навестить Анапу. В Сети отыскали почти то, что хотели. Созвонились с выбранным санаторием; на радостях, что оказались свободные места, согласились на оплату полного перечня услуг (жилье, питание, лечение); забронировали номер и, перекрестясь, сели в поезд. Через сутки, в первом часу ночи, мы добрались до своего санатория и на следующий день с утра я явился в отдел реализации путевок, где и внес в санаторную кассу некую кругленькую сумму. До этого момента все казалось чудесным - и импортная сантехника, и мрамор в холле, и кондиционер в номере, и обширнейший список предоставляемых санаторием лечебно-оздоровительных процедур, вызубренный на память по распечатке из Интернета... (отсутствовавший в эту первую ночь третий комплект постельного белья - а мы приехали с ребенком и такой состав нашей семьи был оговорен в заявке, отправленной в санаторий по факсу - казался мелким недоразумением). Но буквально через 15 минут мы попали на наш первый завтрак, и стало ясно, что чудеса только начинаются...

Раздел "Кушать подано!". Постараюсь быть кратким. Вот неполный перечень "фирменных блюд", которыми столовая санатория потчевала отдыхающих:
а) остатки пищи от первой смены на скатертях;
б) холодные первые и вторые блюда;
в) немытые огурцы, порубленные пополам или целиком;
г) помидоры на грани начинающегося разложения (тоже целиком);
д) хит сезона! перец болгарский стручком нечищенный ЕЖЕДНЕВНО ВСЕМ ПИТАВШИМСЯ БЕЗ КАКОГО-ЛИБО ИСКЛЮЧЕНИЯ!!! (при абсолютной незаточенности имевшихся ножей - так что о том, чтобы очистить эти перцы от семян и речи быть не могло!);
е) задержки с подачей блюд на 10-15 минут (при том, что лечебные процедуры назначались вообще без учета наличия столовой в графике отдыхающих);
ж) отсутствие тарелок под первое (при наличии самого супа с поварешкой!);
з) следы чьей-то помады на стакане, из которого нам предлагалось пить чай;
и) практическая невозможность извлечь соль из солонки (то ли дырочки мелковаты, то ли соль крупного помола...);
к) неожиданная замена блюд в меню (грибы на фасоль, печенье на сок, омлет на кашу и т.п.);
л) периодическое отсутствие салфеток;
м) и самое неприятное - подавляющее большинство блюд были просто НЕВКУСНЫМИ! Про такое в народе говорят - "перевод продукта". Дети, что помельче, уходили голодными, и потом их родители подкармливали в харчевне через дорогу...

У меня была одна попытка довести вышеизложенный перечень до заведующей столовой. Выслушали меня с великим вниманием, но сколько-нибудь заметного результата не последовало. Зато бедные женщины-официантки получили уведомление об их увольнении в случае повторного моего обращения к начальству. Если взглянуть еще раз на список "столовских изысков", то вы увидите, что большая (и наиболее важная) их часть относится к компетенции кухни - а никак не к официанткам... Небольшое же расследование этих печальных обстоятельств показало, что при заведенных в санатории порядках (соотношение числа проданных мест с числом самих официанток; графике питания в две смены) будь я сам официантом - у меня получалось бы то же самое. В завершение этого раздела должен отметить, что общение с самими официантками (очень милыми женщинами) оказалось куда как результативнее визита к заведующей. Мы смогли даже по хорошему договориться о некотором облегчении нашего напряженного курортного режима питания :)

После завтрака нас ждало следующее испытание - визит к врачам и назначение лечения. Как раз то, ради чего мы и оказались в этом санатории!

Раздел "Прогулки у моря". Тут кратким очень-то уж быть не получится. Итак, по порядку:
а) у сына сколиоз, имелись все медицинские справки, подтверждающие это. На первом приеме у педиатра мы просили массаж, но вместо этого получили в качестве лечебной процедуры от сколиоза (цитирую по записи в санаторно-курортной книжке) "прогулки у моря и дневной сон". "А массаж у нас весь расписан, нет талончиков!". Выйдя в коридор, мы с постепенно оквадративающимися глазами перечитали эту запись и прикинули, в какую сумму санаторий оценил стоимость для нас "прогулок у моря". Решили попасть на прием к заведующей медчастью, но ее в тот раз найти не удалось (встретились мы несколько позже, и описание этой встречи заслуживает отдельной главы), но педиатр, заметив наши попытки пересмотра ее вердикта, смилостивилась и вожделенные талончики на массаж чудесным образом нашлись. (Впоследствии выяснилось, что самый правильный способ получения нужной процедуры - это наличный расчет с медсестрой, в отличие от неправильного способа - через назначение процедур врачом по оплачанной санаторию курсовке).
б) у сына, как и у многих детей, есть еще и аллергия на травы. Об этом мы в три голоса заявили все тому же педиатру во время нашей с ней первой встречи. Чтобы подлечить ему носоглотку, были назначены ингаляции. Через два дня у мальчика началась аллергическая сыпь. Как выяснилось, таким детям, как наш, ингаляции делают в специальном кабинете (там нет испарений от приборов соседствующих пациентов), и назначает этот специальный кабинет все тот же педиатр. Наш педиатр сделал это - но уже после того, как ее врачебная ошибка проявилась на коже ребенка...
в) на второй день нашего пребывания в санатории у нас с женой была назначена сдача крови на анализ, времени на эту процедуру нам (и еще трем десяткам отдыхающих) санаторий отвел ни много ни мало - аж целых 30 минут! Конкретно, с 9.00 до 9.30 - как раз у второй смены в столовой завтрак начинается в 9.15. Предвидя некоторые затруднения, мы пришли к обозначенному кабинету в 8.50. К 9.00 за нами очередь выстроилась вдоль всего коридора. В начале десятого я постучался в этот кабинет с вопросом - могу ли я сдать свою кровь, как доктор прописал? Две медсестры нестройным хором ответствовали, что именно та дама, которая будет принимать нашу кровушку, еще не подошла. Замаячила перспектива либо пропустить завтрак, либо сдачу крови... это для нас, первых в очереди, а что говорить про последних в ней? В 9.05 искомая дама таки появилась, но не одна, а с подругой. Попытка зайти в кабинет все с тем же сакраментальным вопросом была бесцеремонно прервана в самом начале второй медсестрой: "Подождите за дверью!" Днем ранее аналогичное предложение в аналогичной ситуации дважды приводило к "подожданиям за дверью" минут эдак на 10-15... Внезапно возникло острое ощущение, не покидавшее нас все остальное время в Анапе - мы тут никому не нужны. Наши деньги - "давай сюда!", мы сами - "идите подальше!" И как только наши деньги оказывались в кармане местных деятелей от курортного сервиса, мы сами просто переставали существовать для них.
г) Это ощущение обрело осязаемые черты буквально через час - во время визита к заведующей медчастью санатория. Завмедчастью просто попыталась взять нас "голосом" - то есть у нормального человека такой прием (нахрапистый ор с лингвистическими ошибками) вызывает стойкое нежелание продолжать общение - на что, вероятно, и был расчет. Уже позднее выяснилось, что эта дама (заведующая медчастью) славится своим сумасбродным характером даже за пределами своего санатория!
д) незадолго перед отъездом я пришел на процедуру в кабинет вибрационного массажа. Медсестра, встречавшая меня там раньше, временно отсутствовала, и за меня взялась другая работница, из соседнего кабинета. Уложив меня на станок, она включила его и вышла. Через 10 минут процедура закончилась, я собрал свои вещи и отправился было восвояси - да не тут-то было! Дверь кабинета оказалась заперта снаружи! На окнах - решетки... Если мне не изменяет память, то по терминологии Уголовного Кодекса меня "незаконно лишили свободы". Я бы мог посмеяться над такой забавной ситуацией - если бы не реакция подошедшей в конце концов медсестры. На мой вопрос - дескать, за что ж меня, как преступника какого? - она лениво ответствовала: "Не могу же я оставить кабинет открытым!" Находиться рядом с человеком, принмающим не самую, между прочим, простецкую процедуру - она, видите ли, не может; кабинет, ясное дело, в ее отсутсвие весь на корню разворуют - поэтому сиди тут, парень, под замком, перечитывай свою санаторно-курортную книжку...
е) сразу же после этого случая я заглянул в кабинет к и.о.генерального директора санатория - благо, он оказался на месте. Презентабельного вида усталый мужчина стоически выслушал мой рассказ (краткое изложение вышеопубликованного), грустно посокрушался вместе со мной, уверил, что все это он слышит в первый раз (за 4 года своей работы), меры, конечно, примет и т.д. и т.п.....
ж) не всем повезло так, как нашей семье. В столовой за одним столиком с нами сидели женщина с двумя девочками. На них также, как и на нас, обрушился весь санаторский сервис. Ее младшая дочка за неполных 4 дня, приехав лечиться от спазм гортани, едва не задохнулась - в буквальном смысле этого слова. Этой семье пришлось сдавать свои путевки обратно в кассу санатория (благо они платили наличными). Мы встретили их позднее - веселых и счастливых. На гораздо меньшую сумму они снимали очень приличный номер в частном отеле, питались в ресторанах и своевременно получали все необходимые лечебные процедуры за наличный расчет. Если бы мы знали об этом раньше - поступили бы также, не раздумывая.

Итого: В санаториях, подобных нашему (а это почти все санатории Анапы) описанный выше разгул демократии зиждется на безропотности тех отдыхающих, что приехали сюда по льготным путевкам (полностью или частично за счет предприятия). Они, что называется, "на халяву" попали на море, живут не в курятнике, загорают, купаются... Что ж им сетовать на постоянные недочеты в работе санатория, спасибо, что вообще кормят и в бассейн пускают! И я бы относился к этому точно также, да вот заковыка - те 39 тыс.рублей, что пришлось заплатить санаторию, я не в огороде нашел, нам пришлось их зарабатывать весь год перед отпуском.

Раздел "Руссо туристо"
В Анапе действует некая турфирма "КубаньТурист". Мы решились на две экскурсии, вот с такими результатами:
а) Экскурсия в дельфинарий, на мыс Большой Утриш. Продавщица билетов, подкараулив нас прямо в фойе столовой, пообещала незабываемое часовое представление и успешное возвращение как раз к ужину. Уже в автобусе, следовавшем к дельфинарию, длительность представления сократилась до 50 минут. На самом деле выступление дельфинов (чудесное и незабываемое) длилось 15 минут, еще 15 минут выступал северный морской лев, а все остальное время два несмешных и претенциозных клоуна усаживали публику на узкие лавочки (сидячих мест было примерно на 300 человек, билетов продали примерно в два раза больше), устраивали нелепый аукцион и въедливо требовали громовых аплодисментов после каждого "гэга" (не животным - себе!). Жуткое ощущение того, что тебя в очередной раз кинули, усугубилось мерзким зрелищем - по "абсолютно заповедной зоне мыса Большой Утриш с его уникальной природой, охраняемой государством" беспрестанно разъезжали туда-сюда джипы с московскими номерами - прямо по пляжу, через головы туристов... Вдобавок ко всему на ужин мы опоздали - было очень много автобусов по дороге из Утриша (денег со всех нас слупили, сколько смогли - да вот обеспечить выполнение взятых на себя обязательств не удосужились...)
б) Экскурсия на т.н. "грязевой вулкан" на берегу Азовского моря. Набежали тучки и мы решили съездить на этот "грязевой вулкан". Моросил дождик, пока наш автобус объезжал город и собирал всех на эту экскурсию. Когда мы отъехали от Анапы на приличное расстояние, гид заявила нам, что "в такую погоду доступ к "вулкану" может быть закрыт и тогда мы сможем поменять маршрут- в винсовхоз, дегустировать вино!" На такую фразу (в сослагательном наклонении) от профессионального экскурсовода никто из пассажиров нашего автобуса не обратил внимания - не повезут же вас с билетами на пьесу к закрытому театру! Но уже на подъезде к Азовскому морю вдруг выяснилось совершенно точно, что доступ к вулкану закрыт - нам навстречу ехали другие автобусы с несчастными туристами. От гида последовало недвусмысленное предложение ехать "на дегустацию". Девушка с задних рядов возмутилась и потребовала вернуть деньги за "экскурсию на грязевой вулкан", коли она на этот вулкан не попала. Что тут началось, вы себе просто не представляете!!! Гид предложила всем желающим "забрать свои деньги и немедленно покинуть автобус", а водитель этого самого автобуса (видимо, находящийся в доле) вдруг на абсолютно чистом и профессиональном бандитском жаргоне в нецензурных выражениях во всеуслышание заявил, что с ним лучше таких шуток не шутить, возможна физическая расправа с непокорными - вот так, не более и не менее! Совершенно случайно этот дикий случай закончился без кровопролития, автобус дотащился таки до вулкана, который оказался доступен для всех желающих. При близком рассмотрении сего экзотического природного образования выяснилась не менее экзотическая подробность его эксплуатации. На месте за право окунуться на 10 минут в целебную (вероятно, все-таки целебную) грязь с туристов взимают по 20 рубликов - без кассовых чеков. Мне это смутно напомнило акцию Остапа Бендера по сбору средств "на ремонт Провала" в Пятигорске. Возле Азовского моря этот сбор называется "экологическим" - но результат тот же. На пользу вулкану (а точнее - его эксплуатации) наши деньги, судя по всему, не идут. Доступ к грязевому озерцу практически никак не оборудован - торчит пара кольев с дохлыми перильцами, и цепляться за них страшно. Вот народ и ползет туда-оттуда по скользкой от грязи земле, извиняюсь за термин,на карачках...

Итого: выяснилась любопытная деталь - многие работники (в частности - те самые зазывалы-распространители билетов на экскурсии) работают по сезонным контрактам, на несколько курортных месяцев. Чего ж удивляться, что они практически никак не заинтересованы в повышении (да что там - "в повышении"! в элементарном качестве!!) уровня обсуживания туристов.

Глава "По набережной"
Два небольших совета. Не пытайтесь поужинать в кафе "Ласковый берег" (что рядом с центральным пляжем) и в кафе отеля "Адмирал" (что на Высоком берегу). Официанты ползают, как зимние мухи и постоянно забывают, что вы заказали. Блюда подают через 40 минут и иногда холодными. Хотя в "Адмирале" кухня готовит неплохо.

Под занавес, несколько светлых красок. Конечно, встретились нам и очень внимательные медицинские работники санатория, и однажды подали в столовой вкусный суп харчо и вкусную котлету "Лакомка", и официантки покормили нас, опоздавших на ужин; и повсюду в Анапе продается очень вкусное мороженое "Золотой початок"... - и еще куча всяких приятных приятностей. И тем не менее, мы больше никогда в жизни не поедем ни в один анапский (а возможно - и ни в какой другой) санаторий. Дешевле, спокойнее и комфортнее будет отдых в небольшом частном отеле, с питанием на свой вкус в многочисленных кафе и ресторанах, с лечением за наличный расчет. Я сознательно не упоминаю названия этого санатория - все таки его рядовой обслуживающий персонал по большей части (хочется в это верить) состоит из квалифицированных и ответственных людей, и мне не хотелось бы, чтобы они пострадали из-за своих начальников. А начальникам этим уже ничто не поможет...

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых