Может быть, кому-то пригодится наш опыт.
Перед поездкой в Италию я перерыла весь Интернет в поисках информации, но полной ясности насчет того, как приобретать билеты, если их не купить заранее через Интернет, не получила. Поэтому делюсь своими впечатлениями:
Базой для пребывания мы выбрали Верону, из которой ездили в Милан, Мантую и Венецию.
Наши попытки купить билеты на скоростной поезд с местами неизменно разбивались (если можно так назвать) тем, что ближе по времени и значительно дешевле по ценам были поезда региональные. В этом смысле Верона является вполне стратегическим пунктом: в одну сторону – Милан (2 часа), в другую – Венеция (1,5 часа) и уж совсем рядом – Мануя (45 минут).
Билеты, естественно, покупали в автомате. Как я прочитала ранее, автоматы здесь очень радуют тем, что не заглатывают карточку. Так что можно быть спокойным насчет того, что она не останется в железном ящике, а вы в чужой стране – без нее. Естественно, билет можно купить и за наличные (как бумажные, так и монетки), но не во всех автоматах. А вот в Венеции мы наткнулись на автомат, который как раз был только за наличные.
Кстати, если ехать из Вероны в Венецию на региональном поезде, надо внимательно смотреть в расписании маршрут его следования: там два поезда, которые идут разными путями, соответственно один в пути 1 ч. 27 мин., а второй – больше двух часов. При этом скоростной с местами идет до Венеции 1 ч. 10 мин., так что выигрыш во времени ничтожен.
Единственное неудобство для тех, кто владеет только русским, - это отсутствие русского языка в автоматах. Если читаете по-английски, по-немецки, по-французски или, естественно(!), – по-итальянски, то проблем вовсе нет.
И да, не забудьте прокомпостировать билет. Для этого там висят ящики на перронах: старые желтые и новые серо-зеленые.
А вот в Мантуе мы автоматов не обнаружили. Покупали билет в кассе. Но она там работает до 8 вечера. Да и не на всех промежуточных станциях, как мы поняли, можно купить билет. Поэтому видели, что в таких совсем маленьких местных поездах билеты приобретают прямо у машиниста. И именно в этом поезде мы впервые увидели контролера. На обратном пути он, так сказать, обилечивал пассажиров и заодно проверял наличие билетов у тех, у кого они были.
Еще одно немаловажное для удобства ориентировки замечание: все поезда одного направления (по крайней мере, в данном регионе) привязаны к определенной платформе. Бумажное расписание висит на стене, там указано время и номер платформы. Расписание желтого цвета – отправление (там же время в пути), расписание белого цвета – прибытие на ДАННЫЙ вокзал. Номер платформы указан там же. Очень удобно.
Единственное замечание: полагаю, во время массового наплыва туристов в региональных поездах может быть тесновато.