Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форумы Travel.ru!

Планируете путешествие и возникли вопросы? Cмело создавайте новую тему в соответствующем разделе — Вам обязательно ответят!

 

Зарегистрируйтесь или войдите на форум, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям и публиковать сообщения без премодерации.


Фотография

Скандинавия


В этой теме нет ответов

#1 TERVONEN

TERVONEN
  • Участник
  • 3 сообщений
  • ГородМосква
Регистрация: 28.11.12

Отправлено 28 November 2012 - 13:32

Блиц-бросок по Восточной Балтике.

       Наконец-то и я решил написать что-нибудь в Сети про  путешествия. Долго выбирал про что написать и какие фото прикрепить, поскольку удалось объездить практически всю Европу за исключением  части стран Европы Южной и Восточной.  Бывал  и в этих странах, но как-то душа не лежит к ним, видимо….  Приезжаешь отдохнуть от нашей суеты и всяких проблемок типа облезлых домов, а видишь примерно то же самое. Поэтому   в выборе я сам себя ограничил. Напишу-ка про любимую Скандинавию, т.е. про Швецию с Финляндией…
     К началу октября 2012 г, от  отпуска оставалась еще неделя. Надо ведь её использовать, тем более, что на работе отпуска за год вперед утверждаются. Начал   задумываться как бы её использовать, остаться дома или все же куда-то съездить?
   По России в этом году  уже съездил: Кёнигсберг-Калинград, прекрасно, но посмотрел не все, надо что-то оставить на потом…Наверно Европа, «Шенгенская» виза, французская, есть…  Долго «бродил»  по Интернету в поисках чего-то интересного, но при этом  и чтобы не дорого стоило,  и  количество дней было небольшим. Люблю в отпуске, знаете-ли, еще и дома посидеть. Тем более, что в этот раз к отпуску «приплюсовался» еще и День национального единства или «праздник изгнания поляков из Кремля».
   Ничего особо не находилось. Решил «влезть» на сайт старых знакомых, ИКЦ «Серебряное кольцо», г. Санкт-Петербург(www.silver-ring.ru).  У них-то наверняка что-то найдется, они ведь специализируются на  Северо-Западе и прилегающих странах!  Стал смотреть и нашел.  Да, снова на Север, но  по-другому, с «въездом» в Финляндию через Латвию и Швецию. Ну и что был и там и там, зато  ни в Риге,  ни в Латвии не был ни разу! На любимом «Севере» ведь не был уже два года!  И по деньгам - нормально и по времени -  все соответствовало. Была, однако, пара неудобных моментов - выезд из СПБ в ночь накануне, т.е. сразу с работы, а также  немного смущал морской  переход Рига-Стокгольм - примерно по печальному пути «Эстонии».
   Немного подумал и решил - поеду, попробую ночной переезд, на «Сапсане» прокачусь,  а потом в СПб.  на сутки «тормознусь»,  ведь не был там два года! Да и  ведь отпуск как-никак! Ну а паромы? Так ведь за всю историю эксплуатации  паромов на северных морях было всего два-три печальных  случая, а такой трагичный, по-моему вообще всего один. Эти линии  работают уже много лет…. Так что решил, списался, купил  билеты на поезд, гостиницу заказал в СПБ, а там их масса,  и вперед….
      Днем  2 ноября сажусь на «Сапсан». Отбытие …. Следующая остановка-Тверь, все как обычно, но не так, вагон не бросает, внутри - ощущение самолета и отсутствие большой скорости, хотя снаружи «картинка» мелькает…. Потом – « это что за остановка, Бологое иль Каховка…»,  еще станции и - Санкт-Петербург! Теперь надо ведь еще сориентироваться, где это «метро Московская», «точка  сбора» - Выставочный проезд и т.д. До отъезда в Ригу еще времени достаточно, иду не спеша в метро….
   Слава богу, что времени было много, народу в метро, не меньше чем в Москве, конец рабочего дня, «час-пик»,  а проходы - то узкие, меньше чем у нас,  а ехать  с пересадками! В итоге добрался, нашел место и транспорт, все расселись, поехали… Выезд из города - лесные дороги Лужского района - ночной Псков, показавшийся с первого взгляда довольно приятным городком, затем граница. Прошло всего около трех часов.
А дальше произошел первый из маленьких сюрпризов, которые имели место на протяжении всей этой поездки. Оказалось, что граница российско-эстонская! Я-то думал, что мы едем в Латвию… Оказывается, что под Псковом еще граница с Эстонией.   Пользуясь отсутствием внутренних границ в ЕС мы пересекали границу  через авто-переход с веселым названием Шумилкино, чтобы затем, проехав  немного по Эстонии, попасть уже в Латвию.
   
Название авто-перехода в Эстонии было
еще веселее - Лухамаа! А вокруг одни деревья….! А штампики в   паспорте: «Шереметьево», а снизу – «Шумилкино», иностранные  – парижский
аэропорт «Руаси», а ниже - «Лухамаа», Эс-
тонния! Ну, занесло!
«Бывалыми» товарищами была обещана и «пограничная ручная лиса», которая берет
колбасу с рук…, но, видимо, ночь и   дождь  на этот раз предотвратили встречу с этим представителем местной фауны. Очень ей все нужны в такую погоду!  
  Вот и все, сначала русская, потом эстонская граница пройдена, здравствуй Европа! На этот раз «северяне» работали необычно быстро.  Едем дальше, да…дороги в Прибалтике такие же….! Эстония кончилась, началась Латвия - все тоже самое… Пытаюсь поспать, немного трясет, ногу оказалось некуда девать, но ничего - вроде задремал.
Рано утром 3 ноября приехали в первый пункт
маршрута -  городок Цесис, раньше запланиро-
ванного, поскольку был расчет на большую
«пробку» на границе. Встали у гостиницы, где
был обещан  завтрак,  народ спит, снаружи идет дождь. Сижу в раздумьях, может попроситься  выйти или нет? Или лучше подремать еще?
Все время пришло, завтрак уничтожен, пошел гулять…
     Вот и он, старинный  городок, основанный как резиденция Великого магистра рыцарского, когда-то могущественного Ливонского Ордена, т.е. черти - когда! А точнее, первое упоминание о нем относится к 1208 г.!  Тогда он назывался Венден.
     Первое впечатление от этого места было странным, чем-то оно напомнило родину и оно преследовало меня  все время пребывания в нем.  Вроде бы оно было пустым, поскольку было ранее утро, но работали ночные заведения и бродили отдельные личности, до боли напоминавших родных «алканавтов», шел противный дождичек. Все это немного «напрягало», но с другой стороны все придавало Цесису некий приятно-романтичный и при этом родной российский  «шарм»… А вот и несколько иллюстраций:

Как это похоже на родину,  но домик неплох…
Наш человек!

Цесис, ранее утро
 
Цесис, ранее утро
    Первые фото были сделаны практически  рядом с автобусом. Освоившись и вдохнув чистого ночного воздуха, двинулся изучать  ближайшие окрестности.  Первым делом заинтересовал этот обелиск, что это за помпезное сооружение посреди небольшого поселка? Подошел, но надписи все  только на латышском, что-то про 1919 год.
  Чтобы это могло быть?  Постоял, подумал и пришел
к выводу, что это  монумент, посвященный  их «Осво-
бодительной войне» 1918-1919 гг., т.е. после которой «они» в первый раз  отделились  от России.  Её, конеч-
но, можно считать частью нашей Гражданской, тем более, что от «красных» «спасли»  латышей и эстонцев русские и немецкие добровольцы, которые наверняка воевали против «красных» латышских стрелков.
      В этом «кусочке» истории я не специалист, мой
объект исследований расположен  севернее, но, навер-
но, этот памятник  посвящен  только «белым» латы-
шам…
      Ну а дальше  появились красивые виды, преподнесшие маленькие сюрпризы. Слева открылся интересный вид на одну их церквей, а справа приятный прудик со скульптурами, с постройками, напоминавшими тыловые стенки фортификационных сооружений. Видимо, это останки, когда-то бывшей здесь крепости.

     Пока я изучал приглянувшиеся мне объекты начало светать, и я присоединился к  «коллективу» для участия в предусмотренной программой обзорной экскурсии по бывшей резиденции Ливонского ордена. Дальнейший осмотр достопримечательностей проходил при активном участии нашего гида, приятной петербургской девушки Ольги Цветковой.
  Первым делом взору открылись как развалины, так и  сооружение во  вполне  нормальном состоянии, а за углом того, что я принял за крепостные стены,  оказались большие пивные кружки.
   Согласно  предоставленной Ольгой информации это было первой  латышской пивоварней, развалины оказались остатками замка, т.е. резиденции,  разрушенной русскими войсками, или по другой версии, самими защитниками,  во время Ливонской войны в 1577г. Можно предположить, что в боем  лично руководил сам Царь Иван Васильевич Грозный, ведь штурмовали штаб-квартиру врага!

   Замок был успешно  покорен,  да и  Ливонская война  проходила успешно, большая часть территории Орденского государства вместе с большими городами Рига и Таллинн была занята русскими войсками. Ливонский Орден  «царем и великим князем, и прочая, прочая…» был разбит….
   Но этими землями заинтересовались Стокгольм  и Варшава, тогда довольно сильными в военном отношении. Шведское королевство в это время наращивало свои силы и становилось в Восточной Балтике гегемоном, имело место т.н. «Шведское  Великодержавие». «Комизм» ситуации был в том, что Польша и Швеция были  между собой в состоянии войны. Вероятно, Иван Грозный предполагал «поиграть» на их противоречиях, но не получилось… А русская армия вместо одного разбитого получила двух новых сильных противников бороться с которыми  одновременно она уже не могла.  Ливонская война была  проиграна, а  Ливонский Орден по большей части стал в итоге  Швецией на двести лет, а Цесис  стал шведским с 1626 г. Бывшая территория Ливонского ордена все же стала русской «Эстляндией» и «Лифляндией» после Великой Северной войны….
   Прошу меня извинить за столь беглое и «популярное» повествование. Тех, кто заинтересовался подробностями, могу предложить побродить по просторам Интернета или сходить в библиотеку.

     В результате войн разрушается замок  и городские укрепления, множество жителей погибает, вывозится или умирает от чумы.  Затем  город вымирает и превращается в  деревню. В 1747 г. поместье переходит в руки графа Бестужева-Рюмина, а следующем году оно полностью сгорает. После пожара граф приказывает вспахать улицы и посеять рожь и овёс. Немногим жителям города на тяжелых условиях было разрешено восстановить свои жилые дома. Только в 1759 г. Сенат восстанавливает права города. В  1777 г. замок и окрестные земли покупает граф К. Сиверс, причисленный  в Российской империи, к т.н. «остзейзским немцам», род которого являлся владельцем замка вплоть до 1920 г., т.е. уже в независмой Латвии. Сиверсы построили «псевдо»-замок в романтическом стиле.  Именно это здание ранее было обозначено выше как «сооружение во  вполне  нормальном состоянии». Графы затеяли было восстанавливать и  магистерский замок. Но, видимо, и у них денег не хватило, а потом мировая война, революция… независимая Латвия… и  в итоге что получилось, то получилось…
    Таким образом, сам самой напрашивался вывод, что на улицах этого городка живет история, в которую стоит погрузиться. Но прежде чем это сделать, нужно было и осмотреть местный ландшафтный парк, который произвел довольно приятное впечатление, а некоторые  моменты даже навеяли у меня определенные юмористические ассоциации.  При этом парк  в предрассветной мгле выглядел также романтично, как и весь поселок.

Вид на ландшафтный парк
«Писающие мальчики»?

Виды парка
Виды парка

Латвийская православная церковь
Вид  на «псевдо»-замок
 Затем началось «погружение» в историю, которое происходило на фоне просыпающегося городка.  В утреннем свете он выглядел,  конечно же  иначе, чем ночью, но тем не менее несмотря на свой германский по сути  характер, напрашивались уже упоминаемые ассоциации с российскими провинциальными городками. Хотя кое-где на улицах и наблюдался «разгром», были видны следы предыдущих реставраций.  В Латвии последствия кризиса проявлялись достаточно ясно. Видимо, новых средств Евросоюз не дает…Однако все это придавало Цесису облик средневекового и довольно уютного города.






ххххххххххххххххххххххххххххх

Следующим пунктом на нашем маршру-
те был не менее древний, известный
с 1201 года,  тоже «рыцарский» город, который как и  вся Прибалтика, менял хозяев, т.е. латышская столица г. Рига…
       
      От самой Риги  ожидал большего…
      Возможно, что это был не первый европейский город на моем пути, а может быть потому что при въезде он напомнил мне наши московские «спальные» районы с одним единственным отличием - справа по курсу движения шло довольно основательное строительство линии скоростного трамвая вдоль самой длинной  рижской  улицы.  Вероятно, на это «ЕС»овские деньги нашлись.  В Москве такого пока нет…
  По мере продвижения  вперед архитектура города приобретала все более западно-европейский вид, появлялся и северный вариант «югенда»,  естественно, в латвийской интерпритации. Хотя подобные дома встречаются не только по всем берегам Балтики, но и в Москве. На переходе из 19-го в 20-й век, он был довольно популярен…






      Передвигаясь в активном темпе по улицам средневековых кварталов  Риги,  сделал для себя вывод, что  впечатлений для первого беглого осмотра  была достаточно, но поймал себя на мысли, что, видимо, нужно будет как-нибудь еще один раз сюда приехать на пару-тройку дней и не спеша побродить по улицам и музеям, которых в городе  по представлениях и по изученной подробно карте города, должно быть предостаточно.
   Затем последовала посадка на бело-синий финско-эстонский паром компании «Силья/Таллинлинк».  После отплытия наше судно довольно долго плыло   вверх по реке Даугаве или Северной Двине. Вид был не очень, да и солнце уже село. Подышав немного свежим воздухом на верхней палубе, я вернулся в тепло и направился в бар за бокалом пива – то ли для крепкого сна, то ли для настроения. Скорее всего, для второго, поскольку  по опыту  я знал, что на паромах  всегда высыпаюсь, тем более после целого дня «на ногах».
    На пути к бару дорогу мне преградила группа веселящихся шведских подростков. Вспомнив, как по-шведски «извините», я  сказал - «ursäkta mej»(ушэкта мэй)!  Не знаю,  то ли я произнес это слово как-то не так, может «прошипел» слишком резко или что-то было на лице написано, но девушка слегка отскочила от меня, бросив удивленный взгляд…
    «Ходил» на «скандинавских»  линиях я  неоднократно, поэтому трудно было чем-то удивить, однако приятным оказалось то, что весь «палубный» персонал говорит на русском.
     Наше судно,  выйдя  в Рижский залив и  пройдя  в относительной близости от ставшими знаменитыми после 1-й  и 2-й мировых войн островов с поэтическим названием - Моонзундских, прославленных  и в одноименном романе В. Пикуля,   начало пересекать восточную Балтику наискосок, взяв курс на Капельшер, один из Стокгольмских пригородов. Судно шло практически по тому же маршруту, что и  печальный рейс  «Эстонии» в 1993 году…
     Но этого ничего увидеть не пришлось, поскольку спал крепким сном, а вышеизложенный маршрут восстановил позже, воспользовавшись скромными познаниями в географии и истории…
ххххххххххххххххххххххххххххх

  На следующее утро, т.е. 4 ноября 2012 г, паром уже находился в шведских территориальных водах, продвигаясь сквозь не менее известные Стокгольмские шхеры, суровую северную красоту которых я наблюдал сквозь панорамные окна «зоны для завтрака» нашего парома. К сожалению, они были не совсем чистыми, поскольку всю ночь корабль шел через открытое море.
    Хотя в Швецию я въезжал неоднократно, этот маршрут был для меня в новинку. Времени для прибытия в порт назначения оставалось еще предостаточно и я, закончив завтрак,  пошел в каюту за камерой, чтобы основательно «пощелкать» проплывающие меня  скалисто-лесистые островки с маяками и створами. Кое-где  на островах виднелись  типичные для Швеции «красные» сарайчики. Причем в некоторых из них горел свет, т.е. шведы дачный сезон в этом году еще не закончили. Насколько мне известно, любой уважающий себя житель Стокгольма стремиться заполучить такой «сарайчик» с необходимыми удобствами. Естественно, что к   нему должно прилагаться какое-нибудь маленькое судно.
     Например, Ингмар Бергман располагал поместьем на «внешнем» шхерном острове Форё. Насколько мне известно, его потомки и сейчас владеют недвижимостью там. Хотя это могли бы и рыбаки, живущие в шхерах практически круглогодично.  
       В который уж раз хотелось уважать «северян» за их умение гармонично сочетать дикую природу с современной цивилизации, ведь район Стокгольмских шхер в некоторых  местах довольно густо, по шведским понятиям,  заселен и опутан сооотвестующими элементами жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Да и  наверняка,  в этих водах до сих пор  существуют базы  и оборонительные береговые сооружения шведских  ВМС, прикрывающие фарватеры на Стокгольм.  Хотя главная  военно-морская база Швеции уже длительное время расположена намного южнее, в г. Карлскрона, который специально создавался с 1680 г. как военный объект, расположенный также в шхерном районе. Он также является одним из наиболее ярких примеров позднеренессансного градостроительства в Швеции, в связи с чем внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Именно в районе  этого города произошла в 1984 г. «веселая»  история с советской подлодкой «С-363», получившей потом среди советских  военных моряков неофициальное ироничное прозвище «Шведский комсомолец». Командование и экипаж судна неправильно проложили курс, полагая, что они сели на мель у польского берега. Если с нашей стороны это было воспринято первоначально как досадный  инцендент,  информация о котором не очень распространялась в СМИ, а «головы» болели только у руководителей ЦК КПСС, МИДа и Министерства обороны, то в Швеции мало не показалось никому! Как же - русская подлодка под покровом ночи вошла в  официально объявленный закрытым для плавания район и села на камни в 2 км от центра базы у входа в главный секретный фарватер!  А её никто не обнаружил!
    Вначале «буча» началась в штабе базы, которая перекинулась на стокгольмских адмиралов, а от них к стокгольским политикам, докатившись вплоть до премьер-министра. При этом пресса знала обо всем с самого начала и добавляла свое.   На островах вокруг лодки занял позиции шведский морской «спецназ», поскольку приборы зафиксировали наличие на борту лодки радиоактивного излучения. Береговая батарея произвела несколько выстрелов «поверх голов» в направлении лодки. Отдельные «вояки» даже собирались атаковать.Скандал разгорался… Одновременно Москва и Стокгольм обменивались «колкостями», не соглашаясь на «перемирие». Недалеко от района нахождения подлодки в международных водах появились советские спасательные суда в сопровождении нескольких боевых кораблей БФ. Шведы стали спешно стягивать в район базы все возможные  боевые единицы, которые можно было найти в округе. Как  говаривали ранее, дело «запахло керосином…» Однако благоразумие восторжествовало и инцендент  совместными усилиями был замят, но… «трехкороновые» ВМС все 80-ые и 90-ые гг. ХХ  века настойчиво искали  и находили «неопознанные плавающие объекты» в своих водах. Мало того, что находили, но и атаковали их боевыми глубинными бомбами!
     Прошу прощения за очередной исторический экскурс, просто  шхерный фарватер напомнил об этом и недавно прочитанная на тему книга….
  Снова поднявшись на верхнюю  палубу,  я стал с наслаждением рассматривать и запечатлевать в разных видах  открывшуюся передо мною картину. К сожалению, объем фотографий не позволяет разместить их все.




 
Прошло еще какое-то время и стокгольмские шхеры были прой-
дены… Красоты кончились. Пора бы-
ло собирать вещи и выходить на посадочную палубу. И вовремя! На-
род уже начал собираться, стала образовываться интернациональная
толпа,  стремящаяся быстрее покину-
ть судно: латыши,  возвращавшиеся
  после выходных в Риге шведские семьи с веселыми светловолосыми детишками, ну и,    
 конечно же,  я и коллеги по путешествию…
    Пока беседовал с ними,  мимо меня с извиняющимися улыбками сквозь толпу ожидающих выхода,  пытались просочиться две шведские пенсионерки. Одна из них произнесла - «ursäkta mej, тack…», т.е. «извините,  меня, спасибо…». Она со свойственной всем шведам вежливостью просила пропустить их к выходу.  Видимо, они хотели  сойти на берег раньше других, наверно им очень надо было.  Однако же, я понял, что еще что-то помню по-шведски!  В ответ было,  конечно, сказано, «ja, men…», т.е., «да, но…»,   слово «очередь» я  по-шведски не помнил,   но жестом указал на толпу. Однако  «бабули» так просились, и у них были такие лица, что не пропустить их было невозможно…
Потом последовала быстрая высадка в порту
прибытия под названием Капельшер, поиск на стоянке нашего автобуса и снова в путь - теперь
уже по хорошим шведским дорогам через стокгольмские пригороды в направлении город-
ка Сигтута, довольно древнего местечка…
 
    По  пути попадались довольно интересные виды, да и не осталась незамеченной и окружающая природа и проносившиеся мимо объекты для съемки.  В Швеции еще была золотая осень, хотя солнце полностью отсутствовало…
    Теперь  стало понятно, почему столь любимые скандинавские детективы в духе  книжного «сериала» про комиссара Курта Валландера из Истада, носят такой мрачный характер! Видимо, вся авторская фантазия родом из  такой - вот туманной серой  обыденности… Ничего не происходит неделями, все хорошо - и вдруг появляется кто-то страшно-непонятный и делает что-то жуткое на фоне умиротворяющего пейзажа и почти первозданной природы. А дождь и туман скрывают все следы,  никто ничего не видел и не слышал, ведь в округе на километры - никого…


Пейзаж в «валландеровском» стиле. Неизвестный уезжает на такси…
Пейзаж в «валландеровском» стиле.  Валландер едет  на  
место преступления…
Это фото чем-то напоминает «Мишек
в сосновом лесу» Шишкина. А это
лошадка в шведском буреломе. Ис-
тория появления этого изображения представляется несколько забавной. Од-
ному из коллег стало немного неплохо и
чтобы отдышаться она попросила
остановиться. Автобус свернул на обо-
чину шоссе и пока она «дышала», я по-
льзуясь возможностями цифровой теле-оптики изготовил вот такую, с
позволения сказать,  картину. На самом
деле мужчина просто «выгуливал»
своего коня…

                    одинокая шведская спортсменка
     Тем временем наш автобус продвигался в сторону Сигтуны, довольно примечательного городка в окрестностях Стокгольма, расположенного на берегу озера Мелларен, соединяющегося с Ботническим заливом Балтийского моря посредством Стокгольмских шхер в самом городе.
   Судя по полученной мною информации предстояло увидеть не просто примечательное поселение, но и довольно древнее. По разным данным оно было основано либо королем Эриком VI Победоносным, либо Олафом Шётконунгом приблизительно в 1000 г. И как сообщает «свободная энциклопедия Википедия», «археологические сведения показывают, однако, что постройки существовали на месте города гораздо раньше». Сигтута известна, таким образом, еще со времен т.н. «викингов».  В городе довольно много следов их пребывания, т.н. «рунических» камней. В ближайших окрестностях находятся более 150  объектов, из которых собственно в городе находятся 10. Камни датируются приблизительно XI веком нашей эры. Надписи на некоторых из них расшифрованы, о чем сообщают установленные рядом с ними таблички на английском( для туристов) и , видимо, на  старошведском(для себя) языках.
   Принято считать, что  город  был  столицей «свеев» еще до Стокгольма. Здесь находился в XI—начале XII вв. крупный  политический и религиозный  христианский центр. В 990-х впервые в Швеции именно здесь были отчеканены серебряные монеты с изображением короля Олафа Шётконунга.
      Сигтуна являлась также важной  базой «международной» торговли викингов с Финляндией, Эстонией, Ливонией, Карелией, Новгородом. Город, вероятно, был также посредником в торговле между Русью и Западной Европой. О размерах и важности этого момента лучше всего говорит тот факт, что в XII в.  здесь имелось русское население. Вероятно,  так же как в Новгороде существовали немецкий и готский торговые дворы,    в Сигтуне в XII в. был  русский торговый двор с постоянно пребывающим там русскими купцами. О наличии постоянного русского населения в Сигтуне в XII в.  свидетельствовало прежде всего существование каменной русской церкви св. Николая.
    Город был основательно защищен и искусственными укреплениями, и природой. С се-
вера примыкало непроходимое болото, с востока сухопутные подступы  прикрывали два укрепленных замка, к югу лежала гавань, запиравшаяся, по преданью, большой цепью, прикрепленной к двум утесам. Город с суши был окружен стеной. В 20 км. к югу, на берегу Меларена, на пути от Сигтуны к выходу в море, стоял каменный замок  Альмарстек, принадлежавший главе шведской церкви архиепископу Упсальскому. Таким образом, нападение на Сигтуну являлось  серьезным мероприятием. Взять  хорошо укрепленный город, лежащий в глубине внутренних шведских вод, можно было лишь в результате быстрого, неожиданного и мощного удара.
Источник: И.П. Шаскольский. Сигтунский поход 1187 г. http://www.aroundspb...una/sigtuna.php
     Тем не менее, 12 августа 1187 г.  Сигтуна была захвачена карелами и новгородцами, по другой версии, древними «эстами». Был убит  архиепископ Уппсальский, а город опустошён настолько, что уже не оправился. Среди похищенного якобы были бронзовые церковные ворота, которые уже при жизни Эрика украшали церковь в Новгороде.
     «С какой целью карелы совершили поход на Сигтуну? К. Вилкуна высказал мнение, что в XII в. интересы карел и жителей города Сигтуны столкнулись в северо-восточном углу Ботнического залива, в районе самых богатых лососиных ловель на берегах Балтики, в устьях реки Кемийоки и соседних рек; косвенным указанием на существование каких-то древних связей Сигтуны с северным Ботническим побережьем Вилкуна считает наличие в низовьях реки Кемийоки селения Сихтуна (Sihtuna или Sihtuuna). Вилкуна предположил, что карелы совершили свой поход на Сигтуну, чтобы уничтожить этот город и избавиться от конкуренции со стороны сигтунских жителей, занимавшихся рыболовством в Приботнии, чтобы полностью овладеть богатейшим рыбным промыслом севера Ботнического залива» - сообщает источник. Источник: И.П. Шаскольский. Сигтунский поход 1187 г. http://www.aroundspb...una/sigtuna.php
     А вот, что пишет сайт «Википедия»: «археологические раскопки, показывают, что Сигтуна продолжала расти и обогащаться и после разорения, по крайней мере до середины 1300 гг. Никакого слоя сажи, пепла и других следов пожара не обнаружено вовсе. Масштабы разрушения, если оно имело место, по крайней мере, сильно преувеличены»
    С этим городом также связана одна из легенд  об основании Стокгольма. Именно после разорения, оставшиеся в живых, пустили по Мелларену  бревно, загадав, что где оно уткнется в берег, там и будет новый город. Бревно уткнулось в один из островков на территории современной шведской столицы.  На шведском языке слово «stock»  означает бревно, глагол «stocka» в одном из значений означает остановиться, а одно из значений слова «holmen»- остров. Таким образом, получился город Стокгольм, основание которого в 1252 г. приписывается знаменитому и в нашей истории Биргеру Ярлу.
     На сегодняшний день в Сигтуне сохранились  несколько  старинных достопримечательностей.  Сохранились руины средневековых церквей Святого Пера, Святого Улофа, церкви или по другим данным романской башни Святого Ларса 1100 г. постройки, фундамент русской церкви Святого Николая, деревянная Часовая башня, сооружение «Скоклостер», т.е. бывший монастырь. Полностью сохранилась доминиканская церковь Святой Марии постройки середины XIII в. Под нынешней улицей «Stora gatan», т.е. «Большая улица» археологи раскопали, вероятно, самую древнюю городскую улицу.
     Ниже следуют «картинки» из Сигтуны. Здесь нас кстати встретило суровое северное солнце…Во время прогулки по этому населенному пункту произошла немного комичная ситуация. Во время посещения «санитарного» домика я несколько отвлекся и затем пошел не в сторону куда все, короче вроде как потерялся, но это обернулась на самом деле для меня большим «плюсом», поскольку город оказался настолько маленьким, что я встретил коллег на «другом круге». Они просто вначале пошли смотреть церкви, а не улицы как я. Зато успел и по скалам полазить, увидел интересные объекты вблизи и  «окунулся» в повседневную «сельскую» жизнь Швеции. Ведь большинство жителей страны  живет именно  в таких вот небольших местечках, а не в крупных городах. Москва - не Россия, Париж – не Франция, Стокгольм - не Швеция…
  Местные жили абсолютно своей жизнью, не обращая внимания на туристов, видимо, привыкли или вели себя по-шведски: заниматься своими делами, не замечая соседа пока он сам на себя не обратит внимания, т.е. не доставляя ближнему никаких неудобств. Северяне, как известно, люди самодостаточные, немногословные и «непубличные» в большинстве своем: шли куда-то по своим делам, гуляли, убирали листву и копались в огородах, да и вообще-то был выходной день, воскресенье… Обратил внимание, что практически не встречались молодые лица: им либо здесь скучно, либо дорого,  либо нет подходящей работы. Ведь в Сигтуте проживает буквально несколько тысяч человек и, как сказала Ольга, попасть сюда  жить довольно сложно.
   В городочке царила настолько приятная и умиротворенная атмосфера, что её было очень трудно передать в фотографиях, но все же попробую. Выбор был трудным…

церковь Святой Марии
похоже, местный детский сад

Часовая башня
«большая улица»

Озеро Меларен  
Рунический камень. Улоф поставил  этот камень  в память
о своих сестрах Туре и Родви…

Развалины башни Святого Ларса
Ретроавто

Сигтунские окна. Купила  мама кони ка… Даликарнийская лошадка
Сигтунские окна. Семейный разговор…

«Икеевский» дизайн.
Улицы Сигтуны

Гавань в сигтуне
Сигнутские скалы-1

Сигтунские скалы-2
Сигтунские  утки.

«Главный» городской магазин…, для любителей «горячительных напит-
ков»
Самая шведская фотография…
      Итак, Сигтуна была обследована, «пожили сельской жизнью», впереди была следующая точка на пути – Дроттингхольм, т.е. в дословном переводе «холм или остров Её Величества». Само название говорит за себя. Теперь предстояло  познакомиться с другой стороной Швеции, жизнью королевских особ. Ведь именно в этом месте находится реальное место жительство короля Швеции Карла Густава XVI,  а в Стокгольм в Королевский дворец он ездит на свою работу…Можно было понадеяться, что Его Величество будет дома, и соблаговолит появиться и пообщаться… Ведь монаршая чета и их дети, слывут  самой демократичной королевской семьей Европы.



  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых