Варвар улыбнулся.
Все вокруг заулыбались и продолжили жрать.
Ясным осенним днем студент шанхайского университета Джанг Чу бодро вышагивал по мостовой Нанджина. Улица как всегда была заполнена туристами.
- Мистер, не желаете купить Ролекс? – выскочивший торгаш был похож на загорелого крестьянина, на которого нацепили помятый пиджак.
- Иди туристов разводи, идиот, - спокойно ответил Чу.
Через 50 шагов из толпы выскочил новый торгаш.
- Ролекс, недорого!
- Нет, - бросил Чу и ускорил шаг.
До конца улицы ему еще 4 раза предложили ролекс. «Что не так? Неужели я стал похож на туриста из провинции?» - недоумевал студент. Последний эпизод укрепил эту мысль окончательно. Казах, как обычно сидящий в самом конце улицы, впервые обратился к нему.
- Гашиш, недорого!
На Народной площади Джанг Чу заметил двух широкоглазых европейцев с абсолютно одинаковыми лицами. В их изумленных круглых глазах читалось одно: «я тут впервые». «Вот кому точно нужен ролекс или гашиш», - твердо решил Чу и двинулся навстречу туристам.
- Хелло, мистер!
- Привет.
«Судя по акценту, существа приехали из России или Восточной Европы. Постараемся говорить простыми словами», - быстро оценил обстановку Чу. Варвары легко развелись на разговор, улыбались и делали вид что понимают все, что им втирал Джанг Чу.
- А еще есть чайная церемония, и телебашня, это обязательно надо посетить! – Чу понимал, что пора навязывать услуги гида.
- Ээээ… гудбай май фрэнд, - и варвары быстрым шагом пошли прочь.
Обескураженный Дженг Чу молча глядел им вслед. «Ну и денек выдался… Что там предлагал казах?»
- Вот эти овощи бросаете в бульон и варите, - как мог, объяснил Венг Лу варварам. Туристы долго смотрели на бульон удивленными глазами. Затем, сообразив, что к чему, начали кулинарить, глотая слюни.
Станция метро Шудзяхуи. Туристы пристают с прохожим с вопросом: «здесь должна быть автобусная станция, где она?» – они тычут в путеводитель, рисуют иероглифы «автобус» и «станция», но в ответ слышат непонятные объяснения. Наконец, продавец газет, тщательно прожевав лапшу, подытожил: «Она исчезла».
Потомственный рикша в четвертом поколении Жао Ху остановился около двух европейцев, вышедших из пункта проката велосипедов. Говорили, что владелец проката сдает велики туристам по 20 юаней. При этом надпись на входе так и осталась старой «2 юаня в сутки».
Варвары ткнули в путеводителе «Сады хозяина сетей» и попытались узнать цену этой поездки через весь город.
- Два человека довезу недорого, - произнес хитрый Ху, показав 2 пальца.
По окончании поездки наглый варвар протянул рикше 2 юаня.
- Не-не-не! 40 юаней… нет… 40 евро с вас, - уточнил Ху, выведя цифры
Круглые глаза варваров стали еще круглее. Они протянули Жао Ху пятерку и двинулись в сторону музея.
- Нет-нет, вы не так поняли! – кричал вежливый Ху, но варвары не реагировали. - Эй! Люди! Помогите! Мне эти жадные империалисты платить не хотят!
Вокруг незадачливых туристов начала собираться толпа людей, которых оторвали от завтрака. Узнав в чем дело, люди объяснили рикше, что 40 – это перебор даже для такого вежливого и опытного рикши как Жао Ху.
- Мой дедушка завещал мне держать честь марки! Я вез их сюда от самого Шанхая… нет… прямо из Европы! Моя спина болит от усталости! Пусть эти буржуи платят хотя бы 20 юаней!
Буржуи зачем-то только развеселились, чем оскорбили рикшу, присутствующих и честь дедушки. Они объяснили, что 15 – это максимум и больше он не получит ни копейки. Сунув Жао Ху деньги, они попытались скрыться в музее. Не тут-то было! Рикша схватил варваров за одежду, они попытались вырваться, начала завязываться драка.
- Я звоню в полицию! – Ху показал, что он набирает номер полиции «110» и громко, чтобы все слышали, прокричал в трубку. - Алло! Меня пытаются ограбить туристы! Помогите!
Среди зрителей нашлась англоговорящая девушка. Она помогла объяснить глупым варварам, что у них буду проблемы, если они не заплатят. Жао Ху получил свои честно заработанные 5 юаней. Толпа разочарованно начала расходиться.
- Автобус на Тонгли идет с другого берега реки, - замахал руками Чен, показывая на мост.
- Шпа-сиба, - заулыбались благодарные туристы. И направились к указанному мосту. Через 50 метров они остановили другого прохожего и начали расспрашивать его про автобус. «Да что же за непонятливые варвары такие», - сокрушался Чен Фынь и побежал за чужаками.
- Да вот же, вот мост. А там «вж-вж», «бр-бр», в общем, автобус ваш. Понятно?
Варвары закивали головами, и пошли по мосту на другой берег. Там они замерли в нерешительности, не понимая, куда подевались все автобусы.
- Туристы! Направо вам! – Чен снова побежал догонять незнакомцев, - вон там видите желтенькие такие автобусы? Туда, да, туда.
- Шпа-сиба! – туристы стали ходить между автобусами, распугивая водителей своим путеводителем.
«Да что же это такое. Они никогда отсюда не уедут», - Чен Фынь молча подошел к варвару, похлопал по плечу и проводил до билетной кассы. Решив, что теперь туристы никуда не денутся, Чен отправился к своей остановке. Удалившись на небольшое расстояние, на всякий случай он бросил взор на оставленных у кассы европейцев. Европейцы зачем-то направились к другой кассе.
- Стойте! – догнав глупых варваров и вернув их к окошку кассы, Чен увидел ничего не выражающее лицо билетной кассирши. Билетерша грызла семечки и громко сплевывала их себе под ноги.
- Давайте деньги, - Чен Фынь вырвал купюру из кулака европейца и протянул кассирше, - Чего ты расселась, продай билеты варварам на автобус, видишь они беспомощные совсем.
На скорую руку позавтракав «роллтоном», таксист Янг Мао завел свой «Фольксваген Сантана». Шансов взять пассажира в городе в этот час не было. По пустым улицам сновали только поливальные машины, громко трезвоня «джингл беллс». Выбора не оставалось, и Янг встал в длинную очередь такси на жд вокзале и открыл термосок с мясным бульоном тетушки Джианг. Прибыл 9-й поезд, термос опустел, а машина Янга подъехала к вокзалу. Пассажиры поезда быстро рассаживались по соседним машинам. Сзади раздавались нетерпеливые гудки коллег. Янг Мао ждал. К машине подошли два иностранца и начали тыкать в какую-то иностранную книжку.
- Садитесь.
Глупые туристы продолжали что-то тараторить. Гудки сзади многократно усилились.
- Эй, чайник, проезжай не мешай работать! – выкрикнула таксистка стоящей следом «Сантаны»
- Садитесь уже, разберемся потом, что вы хотите, - спокойно произнес Мао, отрыгнув на лобовое стекло так, что оно слегка запотело. Туристы замерли в нерешительности. Сзади гудело уже 20 машин.
- Вам на автобус! – не выдержал Янг Мао, и уехал.
Автобусная остановка. «Билеты на автобус. Карточки проката велосипедов. 1й час – бесплатно, затем 2 юаня в час», - гласит надпись у билетного окошка. Вскоре в потоке велосипедистов города Хангжоу появляются два довольных пендоса на ярко оранжевых муниципальных велосипедах. Первое время они останавливаются на красный сигнал светофора, пропускают пешеходов и автомобили, но быстро привыкают ездить как местные.
С тех пор как рикша Ву Бай стал работать у вокзала, он еще ни разу не видел сошедших с поезда европейцев. Чужеземцы выглядели сонными и растерянными, они приставали к прохожим с непонятными вопросами и тыкали в название городка Чинью и «гора Тайму». Каждый прохожий пытался объяснить варварам как туда проехать, и рисовал в их блокноте очередные 2-4 иероглифа. Вскоре европейцы имели в блокноте 2 страницы исписанные иероглифами, но все так же не понимали что делать. В голове Ву Бая мелькнула светлая мысль. Он оглядел толпу и заметил интеллигентного вида клерка в очках и с дипломатом. Подойдя с клерком к чужакам, он попросил его переводить разговор.
- Спроси, что ищут дорогие гости.
- Они спросили про какую-то деревню Чинью.
- Скажи. За небольшое вознаграждение я посажу их в автобус на Чинью. Например, 80 юаней.
Варвары заулыбались и оживились.
- Они спрашивают, где автовокзал.
- Скажи. За небольшое вознаграждение я покажу им автовокзал. Например, 30 юаней.
С тех пор как дорожная полиция стала зверствовать, заставляя всех мотоциклистов ездить в шлемах, бизнес Лю Вэна пошел в гору. Строительные каски, которыми приторговывал Лю, разлетались как горячие пирожки. Теперь весь город ездил в «шлемах от Лю Вэна». Напротив его магазинчика на автовокзале прохожие обсуждали появление двух смешно выглядящих варваров. «Как некультурно показывать на гостей пальцем», - подумал Лю, вылавливая из бульона кусок омлета с помидором. К одному из автобусов подъехал велорикша и помог вылезти старому дедушке и выгрузить его огромные два тюка с рисом. Благодарный дедушка протянул рикше 4 юаня.
- Эээ… дедок! Ты из какой деревни? Проезд стоит 10 юаней, - громко возмутился рикша. Все окружающие молниеносно забыли про европейцев и стали собираться вокруг рикши и деда. Лю Вэн тоже подошел поближе.
- Гони десятку или я забираю твой рис, - велорикша схватил тюк с рисом и положил обратно в повозку.
- Я тебе сейчас уши надеру, сопляк! – дедок сжал кулаки и приготовился к атаке.
Рикша рванул навстречу деду, пытаясь ударить его по голове, но окружающие схватили рикшу и стали держать его за руки. Дедок не растерялся и ударил горе-таксиста кулаком по носу.
- Эй, велосипедист, крути педали отсюда, пока цел, - вмешался Лю Вен, оказавшись между стариком и рикшей. Велорикша вытер соплю рукавом и молча удалился продолжать великое дело своих предков.
- Сматываемся, сейчас нам покажут кунг-фу, - пендосы аккуратно семенят к выходу.
У выхода материализуется другой бритоголовый с посохом. Он грозно, пристально и вопросительно смотрит на испуганных туристов.
- А не подскажете, как пройти туда? – пендос показывает пальцем вниз с горы.
- Туда? Вам туда, - кивает монах, приподнимая нижний конец посоха в сторону указанную пендосом.
Теплый сезон подходил к концу, поэтому фотограф Жоу Ляо чувствовал себя большим боссом.
«Готовьте следующую невесту», - командовал он парикмахерами.
«Линь, Ма – что со светом? Бегом, бегом шевелитесь!» – подгонял он двух ассистентов.
«Гао, где лазер, что мы будем делать вечером? Бегом ищи!» – злобно орал Жоу на стажера.
Вокруг все колониальные дворики были заняты конкурентами Жоу Ляо по ремеслу. Отовсюду виднелись вспышки и слышались указания ассистентам. Из прибывшего парома показалась еще дюжина невест и сотня сопровождающих.
- Ой, ой смотрите, какие чучелки смешные, - умилялись подружки невест, увидев двух европейцев, - мы с ними пойдем пофотографируемся, - они обступили странных прищельцев и образовали очередь из желающих сфотографироваться с «широкоглазиком».
С тех пор как Гуо Джанг стал работать на Гонконгском маршруте, он никак не мог привыкнуть к правому рулю и это его страшно раздражало. Как обычно, салон автобуса был практически пуст. На всем автовокзале нашлось только два дурачка, готовых выложить 300 юаней за билет. Теперь они предвкушали комфортную дорогу в широких кожаных креслах, раскинув рюкзаки, руки и ноги по всему салону. Гуо Джанг хитро улыбнулся. Отъехав от вокзала 200 метров, он остановился у игрового зала «Счастливая свинья». Здесь как всегда ожидала толпа пассажиров, желающих доехать до Гонконга за копейки.
- Привет, Гуо! Подвезешь как обычно? – поинтересовался его старый друг, - я прихватил бабушкины пирожки в дорогу.
- Расценки как обычно, залезайте. Только там в салоне что-то разлеглось – это пассажиры с билетами. Оставьте им пару мест посидеть.
Из салона послышалась бранная речь на непонятном языке.
Гонконг
Макао
На ж.д. вокзале Сяо Бай была единственной кассиршей говорящей на «инглися».
- Сяо, смотри, там два варвара ищут свою станцию в расписании. Уже до 200-й колонки дошли. Я пойду отправлю их к тебе.
Будучи оторванными от доски с иероглифами, варвары очутились у окошка Сяо Бай.
- До Шанхая на сегодня.
- Есть на завтра утром.
- Знаете, очень хочется покинуть этот город сегодня. А есть до Хангжоу?
- Есть. Завтра утром. Быстрее решайте, я на обед опаздываю.
Варвары открывают карту и начинают тыкать в нее пальцами, сильно искажая названия.
- Тунг ши? Джанг ку? Нан мень? Хе фей? И шиань? Ву хань? Ву юянь? Жинь дежень? Чинь хуа? Лицун жан? Шугуанг лу?
- Туда вообще поезда не ходят. Вуюянь – на границе провинции Анхуи? Вы уверены?
- Хоть в Анхуи, только сегодня, пожалуйста.
- Чайку бы попить, - пытается объясниться варвар.
Официант протягивает ему бутылку «Нести».
- Горячего! – иностранец тыкает в термос с бульоном.
- Такого что ли? – повар достает другой термос с зеленым чаем и наливает в стакан.
- Да, то что нужно!
- Извини, товарищ, горячего чая нет, - и повар с довольной рожей начинает прихлюпывая попивать свой чаёк.
Райцентр Вуюянь. 200 тыс. жителей.
Немецкие туристы Ганс и Лиза с трудом отбиваются от доброжелателей на мотороллерах.
- Миста, миста! Садись подвезу всего за 30 юаней… с человека.
- А что так дорого?
- Смотри сюда! Я авторизованный партнер! – один из мотороллерщиков протягивает хорошо отпечатанную визитку «Авторизованный партнер Lonely Planet» . Из шокового состояния немцев выводят проходящие мимо европейцы.
- Ребята, вы едете к мосту? Вон автобус стоит за 6 юаней.
Шанхай. Мегаполис 15 млн. жителей.
Обходя сохнущее белье, сборщиков макулатуры, играющих в маджонг дедков и тележки с фастфудами два туриста гуляют по старому городу. Проходя по узкой улице мимо окна кирпичного строения без рамы и стекол, туристы замечают китайца, подошедшего вплотную к окну изнутри. Персонаж улыбался, смотрел на стену дома напротив и не обращал внимания на туристов.
- Смотри, китаец в окошке нам улыбается как-то неестественно.
- Да. А вот еще в следующем окне,- замечают туристы проходя мимо следующего окна на высоте 1-2 метра от земли.
Зайдя за угол строения, туристы замечают входную арку в это кирпичное сооружение.
- Ой! Так это же общественный сортир!
Ясным осенним днем турист из России Дмитрий Евгеньевич уверенно вышагивал по вестибюлю метро «Нанжин». У автомата продажи билетов мучилась китайская старушка. Все ее монеты автомат возвращал.
- Гражданка, читайте, написано же – автомат принимает только купюры! – и Дмитрий показал бабушке, как вставлять бумажку в купюроприемник, - понаехали тут, понимаешь.
Фотки