Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форумы Travel.ru!

Планируете путешествие и возникли вопросы? Cмело создавайте новую тему в соответствующем разделе — Вам обязательно ответят!

 

Зарегистрируйтесь или войдите на форум, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям и публиковать сообщения без премодерации.


БОЛГАРИЯ -2007, Св. Константин и Елена


В этой теме нет ответов

#1 Владимир

Владимир
  • Гость
Регистрация: --

Отправлено 27 July 2007 - 15:52

БОЛГАРИЯ

Мы никогда прежде не были за границей, поэтому, получив заграничные паспорта, начали наши мучительные выборы страны для поездки, в которой хотели совместить отдых и экскурсионную программу…
Несколько раз изменив наше «окончательное» решение, прямо как женщина в гипермаркете, мы, наконец, поняли, – Болгария. Сразу скажу, что выбором туроператора, курорта и отеля занималась супруга, с чем она, надо сказать, мастерски справилась:  курорт Святых Константина и Елены, отель «Панорама» 3*, номер с кондиционером. Конечно, были прочитаны противоречивые отзывы из Интернет, куда же без них. Однако, сделав кое-что по-своему, и положившись на случай (хотелось верить, что счастливый), мы отправились в наше первое заграничное путешествие.
ПЕРЕЛЁТЫ
Вполне понятно, что более ранние утренние вылеты дешевле, поэтому нам достались именно такие от нашего туроператора. Утешало только одно – рейс регулярный, а не чартер. В 4.45 мы были в Пулково-2. Решив задекларировать все, что только можно (используя советы «бывалых»), даже толстый женский журнал, мы двинулись в сторону «красного коридора». Таможенник, если и был удивлен, то не показал виду, переспросив только: «Что вы хотите декларировать?», долго мрачно всматривался в наши декларации, словно покрасневшие за нас от стыда. Так мы поняли, что наши жалкие семьсот ЕВРО, кольца, серьги, часы никого не интересуют.
В нашем аэропорте мы насчитали пять точек контроля против двух в Болгарии. Беготня по этим точкам в Пулково напомнила мне детскую игру про разбойников. Но мы готовы бегать, лишь бы самолеты не падали и не взрывались.
Взлетели и сели в Болгарии через 2 часа 40 минут. Горячий обед на борту нам очень понравился, все было вкусно, мы наелись. Единственный минус теперь в самолетах – вода. На борт проносить напитки запрещено, а пить надо много в условиях полета, поэтому мы не раз подзывали бортпроводника, чтобы нам принесли еще воды.
Итак, мы приземлились в аэропорту Варны, который выглядел обычной бетонной коробкой. Встреча от компании-туроператора, как, впрочем, и весь последующий от них сервис, прошла гладко. Проехали немного по улицам Варны, и через двадцать минут показался наш курорт.
ОТЕЛЬ
Приняли нас очень хорошо, номер выделили сразу же в 10 утра, хотя официально заселение с 14-00. Мы специально выбирали номер с видом на море и с кондиционером, таким образом, пошли вразрез с бытующим в Сети мнением, что на северном побережье он не нужен. Как оказалось, кондиционер, причем сплит-система, – необходимость. Ни днем, ни ночью без него не обойтись, очень душно. Прилетевшие с нами из Питера жаловались нашему гиду на духоту в их номерах без кондиционера. Но тут, как говорится, кто за что платил.
Наш номер был реновированный, со стеклопакетами, с телевизором (около 50-ти каналов), с большим балконом, с холодильником, телефоном, кроватью, даже с диванчиком и секретером, с ванной и туалетом.  Сам номер тоже большой, где-то метров около 25, светлый и чистый. Сразу скажу, что чаевые для горничной мы сначала не особо планировали, но после первой же уборки, когда на нашей кровати был аккуратно уложен игрушечный поросёнок моей супруги, мы сразу нашли предлог для денег. Оставляли первую неделю по два лева (1 ЕВРО), потом несколько дней по три, а последние пару дней по 4 лева (2 ЕВРО). Взамен мы получали каждый день чистые полотенца для лица, ног и тела, причем иногда в виде лебедей, отличную уборку, в том числе и влажную в ванной, а также поросенка в различных позах. На рецепции всегда доброжелательно к нам относились. Там же мы взяли в аренду сейфовую ячейку, так как было написано, что за оставленные в номере вещи администрация ответственности не несет. Я уверен, что «воровство»  в номерах придумано той же администрацией для дополнительного заработка (сейф), потому что из обслуживающего персонала никто бы не взял, – нормальную работу в Болгарии найти проблематично.
Сам четырехэтажный отель снаружи производит впечатление здравницы советского периода. Мне очень понравилась винтовая каменная лестница, по которой мы спускались и поднимались каждый день, хотя есть и стеклянный лифт, но в нем очень душно.
При отеле есть очень хороший бассейн, который ежедневно чистился. Вода в него поступала постоянно. Лежаки и зонтики – без дополнительной платы, за что, вероятно, бассейн и был любим многими постояльцами-иностранцами. Мы там иногда тоже проводили время, играя в мяч.
Один раз с 12 до 22 не было воды. Никакой. Персонал воспринял это как-то обыденно, а мы поняли, для чего под раковиной стоит большая бутыль с водой. На стойке рецепции, которую почти сразу начали осаждать, появились затертые объявления на английском и немецком языках, что воды нет. Причем, это была «авария трубопровода от Варны до Золотых Песков». «Внезапность» аварии как раз была подтверждена  древними манускриптами от администрации.
ЗАВТРАКИ
Завтраки проходили в ресторане отеля с 8 до 10 утра. Мы были настроены на худшее, благодаря негативу из той же Сети. Однако разнообразие «шведского» стола нас  порадовало. Основные блюда, типа сосисок и яичницы, были каждый день, но так же появлялись и новые. Мы ни разу не ушли голодными, а то, что кофе был точно не бразильским, да и чай с какао – не лучшими, мы спокойно пережили. Вся пища была в достатке, овощи и фрукты, джемы, мягкие булочки, молоко, мюсли, – нам понравилось, да мы и не привередливы. Думаю, что большинство людей, нелестно отозвавшихся о разнообразии завтраков в болгарских отелях, сами не каждый день такое на своих столах имеют.
Были и не очень приятные случаи. При мне русский мальчик лет двенадцати уронил ложку на пол, после чего спокойно положил ее обратно на поднос с чистыми. Моя жена наблюдала, как представительница Западной Украины набрала мёд из общей вазы общей же ложкой и, как в порядке вещей, попробовала его на вкус. После этого, распробовав, положила ложку на место. Многие предпочитали завтракать на террасе. Когда они уходили за новой порцией, то тут же на стол могла взгромоздиться огромная, как кура, чайка и «поделить завтрак на двоих» Причем, если человека никто не предупреждал, то он и ел из одной тарелки с птицей. Обслуживающий персонал практически незаметен и лоялен.
МОРЕ
Почти каждый день мы ходили на море, для русских – это практически долг. Только два дня оно было холодным при температуре +30. Причем один раз – ледяным, так что невозможно было даже руке холод терпеть. С чем это было связано, не знаю.
Один раз был небольшой шторм с волнами (вот где удовольствие!), а так почти всегда был штиль. В шторм купаться запрещено. Но народ все равно лез в воду, поэтому один из спасателей, внешне похожий на медведя гризли, сам зашел недалеко от берега поплескаться, а люди пристроились, немного не доходя до него, и получали положительные эмоции.
Зонтик и два шезлонга обходились нам в 15 левов (7,5 ЕВРО), что, скажем, не особо дешево. Многие занимали прибрежную полосу со своими зонтиками. Пляж песочный, достаточно чистый. До буйков можно дойти, и будет по горло, – спасатели здесь страхуются.
Бизнес по-болгарски строится по принципу: «поменьше, но подороже». Это относилось и к развлечениям на море. Если в том году мы катались на «банане» в Калининградской области за 50 рублей на человека, то здесь это стоит в разы больше. Поэтому желающих почти не было. Может потом поймут, что деньги делаются на обороте?
В предпоследний день мы нашли дорожку вдоль моря, слегка похожую на променад. Увы, красивых закатов мы не наблюдали, потому что это –  восточное побережье. Только когда уезжали ранним утром в 6 часов, то видели восход, что тоже очень красиво.
ОБМЕН ВАЛЮТЫ, ТЕЛЕФОН, ТВ
Наши ЕВРО мы меняли в обменном пункте рядом с морем по курсу 1 ЕВРО равен 1,9 лева. Кто-то ездил в Варну менять деньги, но из-за копеек ездить – бред. Курс доллара «плавающий», кстати, принимают даже рубли (за 100 рублей давали 5 левов.)
Со связью тоже проблем особых не было. Звонить выгоднее всего оказалось на почте (6 рублей за минуту в Россию), а вот для SMS (4 рубля за одно SMS) лучше всего купить SIM-карту местного оператора. Мы как раз купили такую, когда на всем курорте на сутки «отключились» российские операторы. Потом просто докупали скретч-карты.
Телевизор смотрели, в основном, перед вечерней прогулкой. Показывают на русском «Первый канал», «Наше кино», «RTVi» и еще пара познавательных каналов. Остальные сорок с лишним каналов на языках, отдыхающих здесь людей: немецком, английском, румынском, французском, испанском, болгарском. Кстати, программы каналов здесь несколько отличаются от вещания в России почти полным отсутствием рекламы, изменениями в сетке вещания. Я часто смотрел «не родной» “VH1”, где часто показывали моих любимых “GOO GOO DOLLS” с их новым клипом из фильма «Трансформеры». Также посмотрели пару фильмов по французскому каналу с русскими субтитрами.
ЭКСКУРСИИ
Экскурсии предлагаются в достаточном объеме, чтобы ознакомиться с Болгарией. Мы на них рассчитывали, ибо пляжный отдых не является нашим приоритетом. Оплатив две экскурсии в Несебр и на Шипку, мы отправились в первую.
«Комфортабельный автобус с кондиционером» подкатил вовремя из Золотых Песков. Причем, забит людьми он уже был настолько, что нам достались самые последние места. По пути в Варну кондиционер еще чувствовался, однако потом он начал явно «уставать». Выехав из Варны, мы почему-то остановились. Ждали минут десять. После чего мы жестко спросили у нашего гида о причине стоянки. Оказалось, что с нами едут люди с другой экскурсии, поэтому мы ждем такси, чтобы отправить их обратно. Стоянка под палящим солнцем заняла минут 25. По пути гид рассказал нам немного о Болгарии, обмолвившись невзначай, что прошлым летом он торговал вином. Сидящие с нами в хвосте тоже обливались потом, пока мы не пожаловались. После этого нам стало получше, но ненадолго.
В Несебр мы приехали уже уставшими из-за духоты. После этого сорок минут экскурсии прошли под скупые слова гида. У меня, здорового мужчины, еле хватало сил фотографировать, а у моей жены болели голова и сердце так, как никогда не болели. Причем, как объяснил гид, улочки Несебра сделаны узкими и извилистыми специально, чтобы ветру негде было разгуляться! Потом был хороший обед в ресторанчике с видом на море, а из окон дул освежающий ветерок. Там ты разговорились с соседями из Москвы, из которых одна женщина была на экскурсии в Велико-Тырново, Шипке и Долине Роз. Она сказала, что было тяжеловато, но увлекательно. Уже тогда нас стали одолевать сомнения в этом. Испытывать наслаждение от изнуряющей духоты мы с супругой еще не научились. Побродив в свободное время по городку и купив сувениры, мы в итоге вышли к морю, где и просидели до момента отъезда. Весь валидол был съеден.
Путь обратно начался с предложением купить DVD-диск на память о поездке. Дело в том, что с нами был еще и оператор, который все и всех фиксировал на камеру. Возвращаясь к вопросу о бизнесе по-болгарски, скажу лишь, что за диск была заломлена цена, равнозначная нашей поездке – 50 левов (25 ЕВРО). «Купились» на такое сокровище только двое из 40 с лишним человек. Мы, скажу честно, собирались покупать, рассчитывая рублей на 250-300 рублей. В общем, расстроенные своей несостоявшейся сделкой оператор и гид были подавлены и молчали. Так, в полной тишине, мы ехали 3 часа по жаре в душном автобусе, мечтая поскорее выйти из него.
Подъезжая, мы с женой услышали звон мелочи: люди ковырялись в кошельках, перебирая монеты. Только потом мы поняли, что это, когда гид напомнил нам о том, что наш водитель пару раз «спас на перевале». Игнорируя эту наглость, мы, мокрые от пота, наконец, покинули наше пристанище на колесах под звон отстегиваемой дани.
На следующий день мы встретились с нашим гидом  от туроператора и попросили деньги за экскурсию на Шипку. Она была удивлена причиной, деньги отдала без проблем, сообщила информацию о нашей поездке в Несебр кому-то по телефону, чтобы приняли меры.
Кстати, побывав на следующий день на почте, я случайно услышал телефонный разговор русской девушки с родителями в России. Она кричала на весь пункт, что дико устала, что хочет домой, что такой «отдых» видала в гробу. Это были впечатления после поездки в Стабул. Без комментариев.
На этом наши дальние экскурсии закончились. Я считаю, что экскурсионный сервис в Болгарии еще далек от совершенства. Начиная от стареньких автобусов с нетонированными окнами и неработающим кондиционером, заканчивая подготовкой гидов. Ведь о Болгарии столько можно рассказать!
ЖИЗНЬ НА КУРОРТЕ, УЖИНЫ
По вечерам можно было наблюдать людей, которых «обуял сплин». Они пытались задавить его поездками на велосипедах, электрических мопедах, приобщением к немецким анимациям, прогулками. Надо сказать, что пешеходная зона весьма условна. Тротуар узок и на нем часто размещены автомобили. Поэтому приходилось постоянно выходить на дорогу, но там – те же машины, да еще и отдыхающие на всем, что только можно взять напрокат. Это меня очень сильно раздражало весь отпуск.
Все выглядит очень запущено, начиная от разросшихся веток деревьев до самого тротуара, заканчивая «дорожками в никуда». Кое-где виднеются полуразрушенные заброшенные здания, непроходимые заросли, одним словом, – глубинка России. Мы действительно ни разу не почувствовали себя за границей. Нам было абсолютно непонятно, за что эту страну взяли в ЕС и НАТО.
Сами болгары неплохо понимают по-русски, изредка только приходилось говорить на «англо-русско-болгарском», но тупиковых ситуаций не возникало.
Газеты и журналы на русском языке, продающиеся на курорте, очень дороги. Например «АиФ» стоит 4 лева (2 ЕВРО), книжка с дешевым детективом от российского писателя стоит здесь 8 левов (4 ЕВРО).
В той же Сети про «ресторанчики» нашего курорта написано немало. Мы бы их назвали закусочными, максимум – кафе. В первый же день нас обсчитали, причем мы дали и «чаевые». Потом мы перепробовали еще несколько таких заведений и остановились на трех. Везде официанты улыбаются, обслуживание очень быстрое, за редким исключением. Это очень было приятно. Русских людей почти не было  в кафе. Видимо, многие рассчитывали на 10-15 левов за ужин на двоих с вином, как это было в прошлом году. В этом году мы ели за 20 левов. Брали по салату и второму блюду, запивая колой. «Чаевые» оставляли всегда по 2-3 лева, чего многие не считали нужным делать.
Сам наблюдал такую картину. Сидит лет тридцати немец, принесли ему сдачу, внимательно изучил счет. Бумажные деньги сразу убрал в кошелек. Заметив, что я наблюдаю, смущенно пересчитал мелочь. Потом как бы случайно зажал эту мелочь в кулак и им же прощально помахал официантке. Та, конечно, улыбнулась в ответ.
Нас кто-то предупреждал, что порции «огромные». Они нам таковыми не показались. Но еда действительно вкусная, мы полюбили «каварму» и «карету по-балкански». Два раза мы были в кафе, расположенном на последнем этаже одного из отелей с хорошим видом на курорт. Ели там мороженое, оно оказалось очень вкусным, делается еще, видимо, по «настоящим» ГОСТам.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
В целом, нам понравилось. Отношения плохого к себе мы не заметили, на основании чего сделали общий вывод: живи и относись к людям по-человечески, тогда и не будет никаких предубеждений. Отдыхают в Болгарии люди из разных стран далеко не высокого достатка, но со всеми болгары дружелюбны и приветливы.
июнь-июль 2007 г.
По всем вопросам можете писать на e-mail: walmer@yandex.ru

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых